ЕГЭ Русский язык 2013 Вариант 6

Вопрос A1 #601

В каком слове ударение определено неверно?
пОнявший
непрАвы
обеспЕчение
алкогОль

Вопрос A2 #602

Укажите пример нарушения лексической сочетаемости.
надеть очки
сойти с поезда
уделять заботу
прилагать усилия

Вопрос A3 #603

Укажите неправильно образованную форму слова.
поезжайте
съездите
младше
более моложе

Вопрос A4 #604

Выберите грамматически правильное продолжение предложения:
Наклеивая обои,
требуется прежде всего аккуратность.
нужно следить, чтобы не образовались морщины.
лицевая сторона должна быть сухой.
многое зависит от качества клея.

Вопрос A5 #605

Укажите предложение без грамматических ошибок.
Радиослушатель спрашивает, вправе ли допускать переделки классических спектаклей.
Возьмём два чистых листа бумаги и две цветные наклейки.
Игроки вели себя корректно, однако по завершению матча произошёл небольшой инцидент.
Я считаю, что те претензии, которые были мне предъявлены, они необоснованны.

Вопрос A6 #606

В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения можно заменить синонимичным причастным оборотом?
На моих глазах сквер, который давно разрыли и завалили трубами, превратился в уютный зелёный уголок.
Нужно найти архитектора, который взялся бы за восстановление усадьбы.
В центре площади стояла каменная колонна, основание которой украшала бронзовая цепь с якорем.
Бабушка Аркадия, которую он помнил очень смутно, работала медсестрой в военном госпитале.

Вопрос A7 #607

(1) ...
(2) јстрологи прошлого во многом заблуждались, ими руководила ложна¤ цель, на осуществлении которой и сосредоточивались их усили¤.
(3) ќднако Ђу себ¤ї в XIV-XVI веках, даже в XVII столетии, они, как правило, не унижались до обмана, искажени¤ фактов и тому подобных действий, обычно сопровождающих лженауку. (4) ... ими получено немало ценных сведений. (5) Ќо со временем астрологи¤ во многом растер¤ла лучшие позиции, превратившись в лжеучение, ставшее тормозом развити¤ знаний.

Какая фраза должна быть первой в данном тексте?
В чём отличие астрологии от астрономии?
Астрологию часто несправедливо называют лженаукой.
Можно ли считать астрологию наукой?
Между истинной наукой и лженаукой не может быть ничего общего.

Вопрос A8 #608


Какое слово или сочетание пропущено в начале предложения 4?
тем не менее
между тем
итак,
более того,

Вопрос A9 #609


Укажите верное утверждение.
Все предложения 2-5, включая части сложного, являются двусоставными.
Одна из частей предложения 2 является односоставным предложением, остальные предложения двусоставные.
Предложение 3 включает в себя односоставное, остальные предложения двусоставные.
Предложение 4 односоставное, остальные предложения двусоставные.

Вопрос A10 #610


Какая характеристика соответствует предложению 2?
сложноподчинённое
сложное бессоюзное
сложное с бессоюзной и союзной подчинительной связью между частями предложения
сложное со всеми видами связи: бессоюзной, сочинительной и подчинительной

Вопрос A11 #611


Определите часть речи, к которой принадлежит слово ПРОШЛОГО из предложения 2.
действительное причастие
страдательное причастие
прилагательное
существительное (прилагательное, перешедшее в существительное)

Вопрос A12 #612


Какое слово синонимично прилагательному ЛОЖНЫЙ, употреблённому в предложении 2?
фальшивый
ошибочный
лживый
несправедливый

Вопрос A13 #613

В каком варианте ответа указаны все цифры, на месте которых пишется НН?
Здесь есть хорошая гости(1)ица, особе(2)о знаменитая своими цыплятами, туше(3)ыми в пря(4)остях.
1,2,3
2
2,3
1,4

Вопрос A14 #614

В каком ряду во всех словах пропущена буква Е?
ор..ол, д..виз, пер..петии
опр..снённая (вода), выч..тание, д..пеша
преодол..вать, объед..нение, ежен..дельный
абон..мент, оп..ративный, выб..рут

Вопрос A15 #615

В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?
пр..мер, непр..касаемый, пр..ободрённый
бе..подобно, не..бывшийся, бе..вкусица
от..гнуть, поз..прошлый, из..бретательный
в..явь, с..кономить, с..едобный

Вопрос A16 #616

В каком ряду во всех словах пропущена буква Ю?
се..щий, (посевы) выгор..т
самокле..щийся, (собаки) почу..т (волка)
волн..щийся, (они) вывес..т (объявление)
бор..щийся, (они) наде..тся

Вопрос A17 #617

В каком варианте ответа указаны все слова, где пропущена буква О?
А. обрад..ваться
Б. навед..ваться
В. лиш..нный
Г. волч..нок
А, Б, Г
А, Б, В
В, Г
А, Г

Вопрос A18 #618

В каком(-их) предложении(-ях) есть и НЕ, и НИ, которые пишутся отдельно от следующего слова?
А. Инстинкт (н..)мог научить лисёнка всему на свете, и ему (н..)удалосъ избежать горьких уроков от такого строгого учителя, как житейский опыт.
Б. Однажды рыжий лис учуял запах какого-то лакомства, столь соблазнительного, что мышь (н..)могла идти с ним (н..)в какое сравнение.
В. Инстинкт нашёптывал лисёнку, что источник такого запаха (н..)может (н..)бытъ восхитительным на вкус.
Г. Инстинкт только (н..)подсказывал ему, что столь дивные вещи (н..)когда (н..)достаются дешево.
А и Б
Б
Б и В
В и Г

Вопрос A19 #619

В каком предложении оба выделенных слова пишутся слитно?
Когда выстраивается шеренга солдат, то (в)переди становятся рослые и бравые, а (в)конце всегда бывает самый маленький.
Мы собирались отправиться в путь (по)раньше, что(бы) пересечь Каменную пустошь до жары.
(По)настоящему трудно нам стало, когда солнце поднялось (по)выше и в несколько минут накалило воздух, разбудив мириады злобных мошек.
Мы успели (во)время спрятаться в тень леса как раз тогда, когда кровь как(будто) закипала в жилах.

Вопрос A20 #620

Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении.
Мы бежали на Птичий рынок по Вековой улице ( ) и навстречу нам то и дело попадались люди, которые тащили клетки с канарейками, аквариумы, садки с голубями.
Запятая на месте скобок нужна, потому что союз И соединяет части сложного предложения.
Запятая на месте скобок не нужна, потому что И соединяет однородные члены предложения.
Запятая на месте скобок не нужна, потому что части сложного предложения, соединяемые союзом И, имеют общий второстепенный член.
Запятая на месте скобок нужна, потому что однородные члены предложения соединяет повторяющийся союз И.

Вопрос A21 #621

В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Потребность в мифах (1) героизирующих историю этноса (2) обычно возникает у представителей народов (3) в ходе истории страдавших от притеснений со стороны более могущественных соседей (4) и нуждающихся в каких-то дополнительных моральных опорах для самоутверждения.
1,2,3
2,3
1,3,4
1,2,3,4

Вопрос A22 #622

Какой вариант ответа показывает правильную расстановку запятых в предложении?
Видимо (1) в самой природе человека заложена склонность извлекать смысл из хаоса бессмыслицы. Кстати (2) отчасти в этом (3) вероятно (4) удовольствие рыбалки: из хаоса воды извлечь трепещущую рыбку, то есть (5) отчасти как бы создать её.
1,2,3,4
2,3,5
3,4
1,2,4,5

Вопрос A23 #623

В каком предложении должны быть две запятые?
Писательский талант равно проявит себя как в книгах для взрослых так и в детской литературе.
Крылов и Даль и Гончаров были чиновниками и не утратили из-за этого своих дарований.
Фокусник обманывает зрителей однако никогда не выдаёт иллюзию за «чистую монету».
Небосвод покачивался и то приближался то отходил.

Вопрос A24 #624

Укажите верное объяснение пунктуации в данном предложении.
Самые жестокие из всех людей, неумолимые, склонные к ненависти, преследованию, — это ультрарелигиозники. (А. Герцен)
Тире стоит после однородных членов перед обобщающим словом.
Тире разделяет подлежащее и именное сказуемое.
С помощью тире выделяется обособленное приложение.
Тире разделяет части бессоюзного сложного предложения.

Вопрос A25 #625

Какой вариант ответа показывает правильную расстановку запятых в предложении?
Звуки, доносившиеся из лесу, лисятам были совершенно неведомы, но то (1) как воспринимала эти звуки мать (2) ясно говорило малышам (3) что в них таится какая-то опасность (4) и что они отвратительны и ненавистны.
1,2,3
2,3
1,3
1,2,3,4

Вопрос A26 #626

Какой вариант ответа показывает правильную расстановку запятых в предложении?
На территории России много часовых поясов (1) и (2) когда в восточных районах страны уже 10 часов утра первого января (3) то в западных районах ещё 12 часов ночи тридцать первого декабря (4) так (5) что Новый год москвичи встречают на несколько часов позже сахалинцев.
1,3,5
1,3,4
2,3,5
1,2,4

Вопрос A27 #627

Славянские географические названия, оканчивающиеся на -ово, -ево, -ино, -ыно, изначально были склоняемыми (вспомним у Лермонтова: «Недаром помнит вся Россия про день Бородина!» ). Несклоняемые формы употреблялись лишь в речи географов и военных, потому что очень важно было давать названия в исходной форме, чтобы не было путаницы: Киров и Кирово, Пушкин и Пушкино и т.п. Но в последние 30 лет несклоняемые варианты стали настолько широко распространёнными в обиходной речи, что сегодня, по мнению многих лингвистов, можно считать нормативными оба варианта — склоняемый и несклоняемый.

В каком из приведённых ниже предложений верно передана главная информация, содержащаяся в тексте?
Славянские географические названия изначально были склоняемыми, но в последние 30 лет несклоняемые варианты, которые раньше употреблялись лишь в речи географов и военных, широко распространились, поэтому нормативными считаются и склоняемый, и несклоняемый варианты.
Славянские географические названия на -ово, -ево, -ино, -ыно, которые раньше были склоняемыми, в последние 30 лет употребляют как несклоняемые варианты, потому что очень важно давать названия в исходной форме.
Географические названия на -ово, -ево, -ино, -ыно изначально были склоняемыми, а сейчас можно считать нормативными оба варианта — склоняемый и несклоняемый.
Ещё 30 лет назад славянские географические названия на -ово, -ево, -ино, -ыно не склонялись только в речи географов и военных, но сейчас несклоняемые варианты настолько частотны, что их тоже можно признать нормативными.

Вопрос A28 #628

(1 ) Свобода печати и появление Интернета — великие достижения нашей эпохи. (2 ) Но у шагов прогресса есть и свои теневые стороны. (3 ) Ныне такой стороной оказалось бурное развитие дилетантизма и падение престижа профессионализма.

(4 ) Телевидение охотно устраивает диспуты между профессионалами и дилетантами. (5 ) Это выглядит как благородная попытка найти истину. (6 ) Но в глазах большей части публики такой диспут выигрывает не тот, на чьей стороне логика, а тот, кто меньше стесняется говорить уверенным тоном что угодно. (7 ) А таковым, конечно, всегда окажется дилетант, а не учёный.

(8 ) Популярен тезис, что истины нет, а есть только разные мнения. (9 ) И следующий — что всякое мнение не менее ценно, чем любое другое.

(10 ) Идея равенства всех возможных мнений чрезвычайно льстит, в частности, многочисленным молодым людям, живущим в Интернете, это открывает им непосредственную возможность огласить своё мнение по любому вопросу. (11 ) В Интернете немыслимое множество всезнаек, которые смело и уверенно высказываются, — как правило, противоположно тому, что говорит традиционная наука.

(12 ) Особенно модны любительские измышления на тему истории слов и истории целых языков.

(13 ) Большинство лингвистов-любителей старается казаться исследователями, сказавшими новое слово в науке. (14 ) И, конечно, для них очень важно обесценить в глазах читателя профессиональную науку, изобразить её как скопище косных догм, совершенно ненужных свободно мыслящему читателю.

(15 ) Есть и такие, которые открыто заявляют, что их утверждения о языке основаны только на интуиции, на озарении...

(16 ) И почти всегда лингвисты-любители из своих первоначальных выкладок делают фантастические выводы об истории. (17 ) Более того, почти всегда это идеологически направленные выводы. (18 ) Скажем, если речь идёт о России, то изображается какое-то совершенно безграничное могущество российской нации в безумной древности.

(19 ) Приведу примерный ход рассуждения.

(20 ) Какое-нибудь английское net  («сеть» ) похоже на русское нет. (21 ) Правда, значения вроде никак сцепить невозможно. (22 ) Но это как раз замечательное свойство лингвиста-любителя: нет таких двух понятий, которые он не смог бы связать. (23 ) Например, так: «сеть — это то, где для рыбы выхода нет». (24 ) А вывод уже будет серьёзный: «А! значит, англичане взяли это слово у нас!». (25 ) Можно было бы, конечно, спросить, почему не наоборот, но это у любителей не принято. (26 ) Что все слова взяты из русского, говорится во всех их сочинениях примерно с таким вот обоснованием.

(27 ) Оговариваюсь, что подобное наблюдается у других народов (не буду называть, чтобы никого не обижать ) . (28 ) Точно так же пишется о безумной древности соответствующего этноса и «доказывается», что от него произошли все остальные народы мира.

(29 ) Чтение таких сочинений может даже оказаться занятным, но только твердо знайте: они из жанра фантастики, сколько бы ни уверял вас автор, что это научное исследование.

(30 ) Стоит ли такие измышления критиковать? (31 ) В научной среде довольно распространена позиция, что это обыкновенная детская болезнь, которая пройдёт сама по себе. (32 ) Увы, эта оптимистичная точка зрения не подтверждается практикой: за последние 10-20 лет круг такого рода сочинений необычайно расширился, и, что самое огорчительное, круг их поклонников тоже. (33 ) В печати мы уже встречаем, например, такую формулировку: «Истина достигается не точной наукой, а общественным согласием».

(34 ) К счастью, пока ещё кажется немыслимым, чтобы телевизионными диспутами и голосованием устанавливалось, что верно и что неверно. (35 ) Но нельзя гарантировать, что развитие тенденции не приведёт и к такому.

(По АЛ. Зализняку )

А.А. Зализняк — известный лингвист, исследователь в области русского и славянского языкознания. В 2007 году он стал лауреатом премии Александра Солженицына и Государственной премии России, награждён Большой золотой медалью Российской академии наук «за открытия в области древнерусского языка раннего периода и за доказательство аутентичности великого памятника русской литературы «Слово о полку Игореве»»/p>


Какое из данных ниже высказываний противоречит точке зрения автора, выраженной в тексте?
Долг учёного — пропагандировать научные знания.
Уверенный тон говорящего не гарантирует, что он хорошо знает предмет, о котором говорит.
Свобода печати и распространение Интернета имеют свои минусы.
Чем больше разных мнений высказывается в печати и Интернете, тем успешней развивается наука.

Вопрос A29 #629


Укажите верное утверждение.
В первых двух абзацах используется повествование.
В первых двух абзацах используется описание.
В последних двух абзацах, представлено рассуждение.
В последних двух абзацах представлено повествование с элементами рассуждения.

Вопрос A30 #630


В каком из перечисленных предложений есть фразеологизм?
12
13
15
21

Вопрос B1 #631


Из предложений 20-22 выпишите слово, образованное приставочно-суффиксальным способом.

Вопрос B2 #632


Назовите часть речи, к которой принадлежит слово ОТКРЫТО из предложения 15.

Вопрос B3 #633


Из предложений 8-9 выпишите словосочетание, в котором используется связь УПРАВЛЕНИЕ.

Вопрос B4 #634


Среди предложений 12-21 найдите простые односоставные безличные предложения. Напишите их номера.

Вопрос B5 #635


В каких из предложений 8-15 есть обособленные определения? Напишите их номера.

Вопрос B6 #636


Среди предложений 15-26 найдите сложные предложения с придаточным изъяснительным. Напишите их номера.

Вопрос B7 #637


В каком из предложений 20-29 одним из средств связи с предыдущим предложением служит местоименное (указательное) наречие?

Вопрос B8 #638


Прочитайте фрагмент рецензии на данный текст. В этом фрагменте анализируются языковые особенности текста. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка.

«...Андрей Анатольевич Зализняк обращается не к коллегам-филологам, а к широкой публике, поэтому в его лекции почти нет терминов. Немногочисленные книжные слова и сочетания (таковым, благородная попытка, свободно мыслящему читателю) — одно из средств, с помощью которого выражается________, это же передаётся фразами
«кто меньше стесняется говорить уверенным тоном что угодно», «у любителей не принято», «это как раз замечательное свойство лингвиста-любителя». Кроме этого,
экспрессивность речи автора придаёт_________(всезнаек, измышления) и________ со значением высокой степени проявления свойства (безграничное могущество, немыслимое множество, безумной древности). Часто используются такие средства, как
_________(предложения 1-2, 5-6, 29, 31-32, 34-35) и_________(более того, скажем, правда), что помогает понять ход и логику рассуждения».

Список терминов:
1) метафора
2) эпитет
3) градация
4) оценочная лексика
5) архаизмы
6) ирония
7) противопоставление
8) сравнительные обороты
9) вводные конструкции

0.0176