Каталог заданий ЕГЭ.
Задание #638

(1 ) Свобода печати и появление Интернета — великие достижения нашей эпохи. (2 ) Но у шагов прогресса есть и свои теневые стороны. (3 ) Ныне такой стороной оказалось бурное развитие дилетантизма и падение престижа профессионализма.

(4 ) Телевидение охотно устраивает диспуты между профессионалами и дилетантами. (5 ) Это выглядит как благородная попытка найти истину. (6 ) Но в глазах большей части публики такой диспут выигрывает не тот, на чьей стороне логика, а тот, кто меньше стесняется говорить уверенным тоном что угодно. (7 ) А таковым, конечно, всегда окажется дилетант, а не учёный.

(8 ) Популярен тезис, что истины нет, а есть только разные мнения. (9 ) И следующий — что всякое мнение не менее ценно, чем любое другое.

(10 ) Идея равенства всех возможных мнений чрезвычайно льстит, в частности, многочисленным молодым людям, живущим в Интернете, это открывает им непосредственную возможность огласить своё мнение по любому вопросу. (11 ) В Интернете немыслимое множество всезнаек, которые смело и уверенно высказываются, — как правило, противоположно тому, что говорит традиционная наука.

(12 ) Особенно модны любительские измышления на тему истории слов и истории целых языков.

(13 ) Большинство лингвистов-любителей старается казаться исследователями, сказавшими новое слово в науке. (14 ) И, конечно, для них очень важно обесценить в глазах читателя профессиональную науку, изобразить её как скопище косных догм, совершенно ненужных свободно мыслящему читателю.

(15 ) Есть и такие, которые открыто заявляют, что их утверждения о языке основаны только на интуиции, на озарении...

(16 ) И почти всегда лингвисты-любители из своих первоначальных выкладок делают фантастические выводы об истории. (17 ) Более того, почти всегда это идеологически направленные выводы. (18 ) Скажем, если речь идёт о России, то изображается какое-то совершенно безграничное могущество российской нации в безумной древности.

(19 ) Приведу примерный ход рассуждения.

(20 ) Какое-нибудь английское net  («сеть» ) похоже на русское нет. (21 ) Правда, значения вроде никак сцепить невозможно. (22 ) Но это как раз замечательное свойство лингвиста-любителя: нет таких двух понятий, которые он не смог бы связать. (23 ) Например, так: «сеть — это то, где для рыбы выхода нет». (24 ) А вывод уже будет серьёзный: «А! значит, англичане взяли это слово у нас!». (25 ) Можно было бы, конечно, спросить, почему не наоборот, но это у любителей не принято. (26 ) Что все слова взяты из русского, говорится во всех их сочинениях примерно с таким вот обоснованием.

(27 ) Оговариваюсь, что подобное наблюдается у других народов (не буду называть, чтобы никого не обижать ) . (28 ) Точно так же пишется о безумной древности соответствующего этноса и «доказывается», что от него произошли все остальные народы мира.

(29 ) Чтение таких сочинений может даже оказаться занятным, но только твердо знайте: они из жанра фантастики, сколько бы ни уверял вас автор, что это научное исследование.

(30 ) Стоит ли такие измышления критиковать? (31 ) В научной среде довольно распространена позиция, что это обыкновенная детская болезнь, которая пройдёт сама по себе. (32 ) Увы, эта оптимистичная точка зрения не подтверждается практикой: за последние 10-20 лет круг такого рода сочинений необычайно расширился, и, что самое огорчительное, круг их поклонников тоже. (33 ) В печати мы уже встречаем, например, такую формулировку: «Истина достигается не точной наукой, а общественным согласием».

(34 ) К счастью, пока ещё кажется немыслимым, чтобы телевизионными диспутами и голосованием устанавливалось, что верно и что неверно. (35 ) Но нельзя гарантировать, что развитие тенденции не приведёт и к такому.

(По АЛ. Зализняку )

А.А. Зализняк — известный лингвист, исследователь в области русского и славянского языкознания. В 2007 году он стал лауреатом премии Александра Солженицына и Государственной премии России, награждён Большой золотой медалью Российской академии наук «за открытия в области древнерусского языка раннего периода и за доказательство аутентичности великого памятника русской литературы «Слово о полку Игореве»»/p>


Прочитайте фрагмент рецензии на данный текст. В этом фрагменте анализируются языковые особенности текста. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка.

«...Андрей Анатольевич Зализняк обращается не к коллегам-филологам, а к широкой публике, поэтому в его лекции почти нет терминов. Немногочисленные книжные слова и сочетания (таковым, благородная попытка, свободно мыслящему читателю) — одно из средств, с помощью которого выражается________, это же передаётся фразами
«кто меньше стесняется говорить уверенным тоном что угодно», «у любителей не принято», «это как раз замечательное свойство лингвиста-любителя». Кроме этого,
экспрессивность речи автора придаёт_________(всезнаек, измышления) и________ со значением высокой степени проявления свойства (безграничное могущество, немыслимое множество, безумной древности). Часто используются такие средства, как
_________(предложения 1-2, 5-6, 29, 31-32, 34-35) и_________(более того, скажем, правда), что помогает понять ход и логику рассуждения».

Список терминов:
1) метафора
2) эпитет
3) градация
4) оценочная лексика
5) архаизмы
6) ирония
7) противопоставление
8) сравнительные обороты
9) вводные конструкции

Верный ответ: !! Показать ответ!!

Показать все вопросы типа Русский язык B8
Перейти к тесту, который содержит данный вопрос

Похожие задания

#676 - Прочитайте фрагмент рецензии на данный текст. ...

#714 - Прочитайте фрагменты рецензии, в которых анал...

#752 - В этом фрагменте рассматриваются языковые осо...

#753 - В этом фрагменте рассматриваются языковые осо...

#828 - В этом фрагменте рассматриваются языковые осо...

0.0191