ЕГЭ Русский язык 2013 Вариант 9
Вопрос A1 #715
повторИт
вероисповедАние
начАвший
Вопрос A2 #716
Он славился мудростью и раздавал ЖИЗНЕННЫЕ советы, которые действительно помогали людям в сложных ситуациях.
В народных сказках животные иногда выступают в качестве ВРАЖДЕБНОЙ силы, опасной для людей.
Мастерство вырастает из тонкого и ДЛИТЕЛЬНОГО наблюдения за окружающими людьми.
Вопрос A3 #717
до двух тысяч двенадцатого года
поезжай за мной
несколько песен
Вопрос A4 #718
Познакомившись с выставкой художников-импрессионистов,
многие картины произвели сильное впечатление.
возникает желание ещё раз увидеть известные полотна живописцев.
многие картины были мне известны по репродукциям.
Вопрос A5 #719
Только благодаря языку человек овладевает знаниями и опытом предшествующих поколений, всего человечества.
Государственную дорогу из Москвы в Сибирь — Сибирский почтовый тракт — начали строить более чем двести пятьдесят лет назад.
Те, кто слушал голос Достоевского, декламирующего пушкинского «Пророка», вспоминал об этом с восторгом.
Вопрос A6 #720
Джинсовую ткань впервые изготовили в XVI веке в городе Генуя, который итальянцы называли Дженовой.
Северную полярную страну, которая располагается под созвездиями Большая Медведица и Малая Медведица, французы стали именовать «Арктик».
В русском языке есть устаревшие слова, которые несут на себе отпечаток своей эпохи.
Вопрос A7 #721
Какое из приведённых ниже предложений должно быть первым в этом тексте?
Пунктуация в русском языке в значительной степени отражает синтаксическую структуру предложения, подчиняется ей.
Русская пунктуационная система наряду с обязательными правилами содержит указания, допускающие варианты для выражения смысловых оттенков письменного текста.
Пунктуация связана с интонацией: обе служат средствами выражения смысла речи, причем интонация выполняет эту функцию в устной речи, а пунктуация — в речи письменной.
Вопрос A8 #722
Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно быть на месте пропуска в ПЯТОМ предложении?
В настоящее время
Следовательно,
Потому что
Вопрос A9 #723
Какое сочетание слов является грамматической основой в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста?
знак препинания организует, подчёркивает (предложение 6)
употребление обычно определяется (предложение 3)
строятся употребления (предложение 4)
Вопрос A10 #724
Укажите верную характеристику третьего (3) предложения текста.
сложноподчинённое
простое с однородными членами
сложное бессоюзное
Вопрос A11 #725
Укажите предложение, в котором есть сочинительный союз.
2
3
4
Вопрос A12 #726
Укажите значение слова ОРГАНИЗОВАТЬ (предложение 6).
учреждать
подготавливать
оформлять
Вопрос A13 #727
Коржи были румя(1)ые, пахучие, бабушка смазала их масле(2)ым перышком и посыпала солью, крупной, как толчё(3)ое стекло, от коржей шёл пар, они светились, как два маленьких посоле(4)ых солнца.
2
3
1,3,4
Вопрос A14 #728
нат..рать, инт..ллигенция, к..сательная
взб..раться, ост..новился, св..детельствующий
эфф..ктивный, (быть) ст..рожилом, поп..рчить
Вопрос A15 #729
бе..пристрастный, не..гибаемый, ни..вергаться
без..мянный, мед..ститут, вз..скательный
в..южный, собез..янничать, под..ем
Вопрос A16 #730
повер..вший, законч..шь
нагружа..мый, замёрзн..шь
выдерж..шь, определя..мый
Вопрос A17 #731
А. доверч..вый
Б. письм..цо
В. ландыш..вый
Г. болот..стый
А, Б, В
Б, В
А, Г
Вопрос A18 #732
Вводное слово (не)является членом предложения и может быть заменено другим вводным словом или устранено из предложения.
Солнце склонялось к западу и косыми жаркими лучами (не)выносимо жгло мне шею и щеки, нельзя было дотронуться до раскалённых краев брички, густая пыль поднималась по дороге и наполняла воздух.
Ветер разгоняет, раздвигает накопившийся зной, и вихри-круговороты — (не)сомненный признак постоянной погоды — высокими белыми столбами гуляют по дорогам через пашню.
Вопрос A19 #733
Борей — северный и СЕВЕРО(ВОСТОЧНЫЙ) порывистый, холодный ветер — (ЗА)ЧАСТУЮ скрывается за горными хребтами, собирается с силами и обрушивается ураганом на прибрежные города и стоящие в гаванях корабли, вырывает с корнем деревья, бросает на камни застигнутые врасплох суда.
Ох, эти проселки! Весело ехать по глубоким колеям, тут надо держаться (ПО)КРЕПЧЕ, но, ухватившись за сиденье обеими руками, ВСЁ(ТАКИ) пристально следишь за тем, как, лоснясь, бегут серо-зеленые волны травы, как тень от облачка то там, то здесь на мгновение затушёвывает их.
Розовые кусты ТО(ЖЕ) ещё давали в третий раз за это лето бутоны, и розы, георгины, пионы и астры ТАК(ЖЕ) цвели своей холодной высокомерной красотой.
Вопрос A20 #734
Огромные сосны расступились ( ) и в неровном ярко-синем квадрате неба арбузной коркой смутно зажелтел бледный месяц.
Сложносочинённое предложение, перед союзом И запятая не нужна.
Сложносочинённое предложение, перед союзом И нужна запятая.
Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.
Вопрос A21 #735
Художники (1) пишущие натюрморты (2) передают в своих картинах красоту даров природы и (3) созданных руками человека (4)вещей.
1,3
1,2,3,4
1,2,4
Вопрос A22 #736
Во-первых (1) вежливость — это проявление уважения. Во-вторых (2) вежливость — это и готовность оказать помощь тому, кто в ней нуждается, деликатность, такт. И неотъемлемый элемент вежливости (3) конечно же (4) своевременное и у местное речевое проявление - речевой этикет.
1,2
2,3,4
1,2,3,4
Вопрос A23 #737
Николай вечно забывал в гостях или шляпу или трость или зонтик.
Мысли и воспоминания и мечты бродили в голове Оленина.
Каждый раз Настя находила под водой то вымокшую в воде еловую ветку то жестяную банку то лиловый от холода и мёртвый лист водяной лилии.
Вопрос A24 #738
По правилам орфографии толстовского времени слово «мир», используясь в разных значениях, писалось по-разному: миръ — это «отсутствие войны», «согласие, тишина и покой» и мiръ — это «весь свет», «все люди».
Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.
Вторая часть сложного предложения поясняет, раскрывает содержание того, о чём говорится в первой части.
Первая часть сложного предложения указывает на время совершения того, о чём говорится во второй части.
Вопрос A25 #739
Жителям Земли наиболее важно знать астероиды (1) орбиты (2) которых (3) близко подходят к орбитам их планеты.
2
1,3
2,3
Вопрос A26 #740
Всем нужны книги (1) но (2) когда люди приходят в библиотеку (3) нередко они теряются в книжном океане и начинают со сложного (4) потому что не имеют представления о простом.
2,3
1,3,4
1,2,3,4
Вопрос A27 #741
В каком из приведённых ниже предложений верно передана главная информация, содержащаяся в тексте?
Купола церквей делали медными и золотистыми, часто золотили.
Церковные постройки на перекрестках и площадях становились заметными из-за разной окраски их стен.
Древнерусские зодчие в северных и южных городах выделяли церкви среди остальных городских зданий, прибегая к разным цветовым решениям при окраске стен, покрывая купола позолотой.
Вопрос A28 #742
(1) Помогите мне. (2) Спасите меня. (3) Я не хочу умирать. (4) Маленький кусочек свинца в сердце, в голову — и всё? (5) И моё горячее тело уже не будет горячим?.. (б) Пусть будут страдания. (7) Кто сказал, что я боюсь страдать? (8) Это дома я многого боялся. (9) Дома. (10) А теперь я всё уже узнал, всё попробовал. (11) Разве не достаточно одному столько знать? (12) Я ведь пригожусь для жизни. (13) Помогите мне. (14) Ведь это даже смешно — убивать человека, который ни чего не успел совершить. (15) Я даже десятого класса не окончил. (16) Помогите мне. (17) Я не о любви говорю. (18) Чёрт с ней, с любовью. (19) Я согласен не любить. (20) С меня хватит, если на то пошло. (21) У меня мама есть. (22) Что будет с ней?.. (23) А вы знаете, как сладко, когда мама гладит по голове? (24) Я ещё не успел от этого отвыкнуть. (25) Я ещё нигде толком не побывал. (26) Я, например, не был ещё на Валдае. (27) Мне ведь нужно посмотреть, что это за Валдай? (28) Нужно? (29) Кто-то ведь написал: «И колокольчик — дар Валдая...» (30) А я даже таких строчек написать не смогу. (31) Помогите мне. (32) Я всё пройду. (33) До самого конца. (34) Я буду стрелять по фашистам, как снайпер, буду единоборствовать с танками, буду голодать, не спать, мучиться...
(35) Кому я говорю всё это? (36) У кого прошу помощи? (37) Может быть, вот у них, у этих брёвен, которыми укреплён блиндаж? (38) 0ни и сами не рады, что здесь торчат. (39) Они ведь соснами шумели так недавно... (40) А когда мы уезжали на фронт, помнишь нашу теплушку? (41) Мы стояли у раскрытых дверей и пели какую-то торжественную песню. (42) И у нас были гордо подняты головы. (43) Эшелон стоял на запасных путях. (44) Где? (45) На Курском вокзале. (46) По домам нас не пустили. (47) Я только успел позвонить домой. (48) Наших никого не было. (49) Только старуха соседка Ирина Макаровна. (50) Сколько она мне крови попортила! (51) Она спросила меня, где стоит эшелон.
— (52) Жалко, — лицемерно сказала она, — не сможет мама повидаться-то с тобой.
(53) И я повесил трубку и вернулся к своим. (54) А через час появилась у вагона Ирина Макаровна и сунула мне сверток. (55) А потом, когда мы пели, она стояла в маленькой толпе случайных женщин. (56) Кто она мне? (57) Прощай, Ирина Макаровна. (58) Прости меня, разве я знал? (59) Я никогда не смогу понять это... (60) В свёртке были сухари и четвертинка подсолнечного масла. (61) И я поклялся сохранить один сухарь как реликвию... (62) Съел.
(63) А чего же я прошу? (64) А разве не сам я, когда прилетела «рама» и все полезли по щелям, стоял на виду?
— (65) Лезь скорей! — кричали мне.
(66) А я не прятался. (67) Ходил один и посмеивался вслух. (68) Если бы они знали, что у меня внутри делается! (69) Пусть никто не знает, что мне страшно. (70) Но себе-то самому я могу сказать правду? (71) Вот я и говорю. (72) Я не Петька Любимов. (73) Мой сосед по квартире. (74) Когда началась война, он по вечерам выходил на кухню и говорил:
— (75) Немцы, паскуды, прут... (76) Надо всем вставать на защиту. (77) Вот у меня рука подживёт — пойду добровольцем.
— (78) Тебя и так призовут, Петенька, — говорили ему.
— (79) Так — не штука. (80) Так всякий пойдёт. (81) А когда Родина в опасности, нужно не ждать. (82) Самому идти.
(83) И спрашивает меня:
— А ты Родину-то любишь?
— (84) Люблю, — говорил я. — (85) Этому меня ещё в первом классе научили.
(86) А однажды я встретил его в военкомате. (87) Это когда я повестки разносил. (88) Он меня не видел. (89) Разговаривал с капитаном каким-то.
— (90) Товарищ капитан, — сказал он, — вот я освобождение принёс.
— (91) Какое освобождение?
— (92) Броня. (93) Как специалист броню получил.
— (94) Ну зайдите вон туда и оформляйте,— сказал капитан.
(95) Броня так броня. (96) Вот так Петька. (97) Какой же он специалист незаменимый, когда он часовщиком на Арбате в мастерской работал! (98) И пошёл Петька оформляться. (99) Прошёл мимо меня. (100) Остановился. (101) Покраснел.
— (102) Видал? — спросил меня. — (103) Вот так-то, умирать кому охота?
(104) Наверно, он и сейчас по брони живёт.
(По Б. Окуджаве)
Булат Шалвович Окуджава (1924-1997) — поэт, композитор, литератор, прозаик и сценарист. Автор около двухсот песен, один из наиболее ярких представителей жанра авторской песни.
В каком предложении текста выражено отношение героя-рассказчика к соседу по квартире Петьке Любимову?
(76)Надо всем вставать на защиту. (77) Вот у меня рука подживёт — пойду добровольцем.
(81)А когда Родина в опасности, нужно не ждать. (82)Самому идти.
(104)Наверно, он и сейчас по брони живёт.
Вопрос A29 #743
Какое из перечисленных утверждений является ошибочным?
В предложениях 75-77 представлено повествование.
В предложениях 63-64 содержится рассуждение.
Предложения 66, 67 противопоставлены по содержанию предложениям 68, 69.
Вопрос A30 #744
В каком предложении употребляется фразеологизм?
43
50
97
Вопрос B1 #745
Из предложений 68-70 выпишите слово, образованное приставочно-суффиксальным способом.
Вопрос B2 #746
Из предложений 1-10 выпишите имя существительное, образованное переходом одной части в другую.
Вопрос B3 #747
Из предложений 29-30 выпишите подчинительное словосочетание со связью согласование.
Вопрос B4 #748
Среди предложений 68-81 найдите сложное, в состав которого входит односоставное определённо-личное. Напишите номер этого сложного предложения.
Вопрос B5 #749
Среди предложений 26-41 найдите предложение, осложнённое обособленным обстоятельством. Напишите номер этого предложения.
Вопрос B6 #750
Среди предложений 54-69 найдите сложные предложения, в состав которых входит придаточное изъяснительное. Напишите номера этих сложных предложений.
Вопрос B7 #751
Среди предложений 70-78 найдите такое, которое связано с предыдущим с помощью притяжательного местоимения и контекстного синонима. Напишите номер этого предложения.
Вопрос B8 #752
В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка. Если вы не знаете, какая цифра из списка должна стоять на месте пропуска, пишите цифру 0. Цифры при перечислении отделяйте запятыми. Каждую запятую ставьте в отдельную клеточку. При записи ответов пробелы не используйте.
«Персонаж-рассказчик говорит о себе предельно честно, не скрывая своих слабостей. Его речь эмоциональна. В тексте это достигается с помощью разнообразных средств выразительности, среди которых приёмы:____ («Я ещё...» в предложениях 24-25), ____ (предложения 32-33) и синтаксическое средство выразительности - ____ (предложения 23, 35, 36). Внутреннее состояние персонажа помогает понять приём — (предложения 65-66; 69-70). Этот приём подчёркивает важнейшие черты характера героя-рассказчика ».
Список терминов:
1) анафора
2) метафора
3) цитирование
4) вопросительные предложения
5) риторическое обращение
6) парцелляция
7) противопоставление
8) эпитет
9) литота