ЕГЭ Русский язык 2013 Вариант 7

Вопрос A1 #639

В каком слове ударение на третьем слоге?
договор
красивейший
языковые (явления)
христианин

Вопрос A2 #640

В каком предложении нарушаются лексические нормы (неправильно употреблено выделенное слово)?
Фильм получил на фестивале приз ЗРИТЕЛЬСКИХ симпатий.
Чтобы писать грамотно, нужно развивать ЗРИТЕЛЬНУЮ память.
Зрители были ШОКИРОВАНЫ вульгарными манерами артиста и начали покидать зал.
Меня ШОКИРОВАЛО прекрасное выступление детей, это был лучший номер концерта.

Вопрос A3 #641

В каком ряду все формы числительного образованы правильно?
до ста, до семиста, к семистам
к ста, в семиста, семьюстами
в семистах, до семисот, в ста
в семистах, до семисот, в стах

Вопрос A4 #642

Выберите грамматически правильное продолжение предложения:
Доехав до конечной станции,
там нас ждала машина.
нужно пересесть на автобус.
останется километра два.
дальше путь лежал по реке.

Вопрос A5 #643

Укажите предложение без грамматических и речевых ошибок.
Школу часто обвиняют в недостаточности знаний выпускников.
Школу часто обвиняют за недостаточные знания выпускников.
Газета «Колокол» пользовалась большим влиянием на русское общество.
Газета «Колокол» оказывала большое влияние на русское общество.

Вопрос A6 #644

В каком(-их) предложении(-ях) придаточную часть сложноподчинённого предложения НЕЛЬЗЯ заменить синонимичным причастным оборотом?
А. Характерная примета художественного стиля — множество слов, которые употреблены в переносном значении.
Б. Определение стиля речи обычно не затрудняет учащихся, для которых данный язык является родным.
В. В текстах публицистического стиля часто используют ряды однородных членов, которые делают речь более экспрессивной.
Г. Выберите язык, который вы хотите изучить.
А
только В
Б, В, Г
Б, Г

Вопрос A7 #645

(1) ... (2) Отставная столица, в отличие от новой хранившая «привычки милой старины», культивировала частный образ жизни и славилась оригиналами. (3) К.Н. Батюшков писал в 1811 году, что здесь всякий может дурачиться, как хочет, жить и умереть чудаком. (4) «Невинные странности», причуды, которые, по мнению А.С. Пушкина, являлись признаком независимости, были свойственны и московским писателям. (5) «Свои» литераторы служили предметом постоянного внимания и гордости горожан, даже если уровень их дарования не был достаточно высок. (6) ... к приезжим, особенно петербургским, литературным знаменитостям здесь были весьма придирчивы.

Какая фраза должна быть первой в этом тексте?
К.Н. Батюшков — замечательный русский поэт.
Герой романа «Евгений Онегин» родился в Петербурге, который был тогда российской столицей.
В XIX веке Петербург был одним из культурных центров Европы.
В XIX веке Москва находилась в постоянной оппозиции к чиновному Петербургу.

Вопрос A8 #646


Какое слово или сочетание должно быть в начале предложения 6?
зато
на самом деле
к тому же
и всё же

Вопрос A9 #647


Какое слово или сочетание является грамматической основой в одном из предложений текста?
странности, причуды являлись признаком (4)
которые были свойственны (4)
уровень не был достаточно (5)
были придирчивы (6)

Вопрос A10 #648


Какой(-ие) из перечисленных видов сложных предложений представлен(-ы) в микротексте?
сложносочинённое
сложноподчинённое
сложноподчинённое и сложносочинённое
сложное с сочинительной и подчинительной связью

Вопрос A11 #649


Определите, какой частью речи является слово СВОЙСТВЕННЫ (из предложения 4).
причастие
прилагательное
местоимение
деепричастие

Вопрос A12 #650


В каком значении употреблено слово ОРИГИНАЛ в предложении 2?
подлинник (не копия) чего-либо
индивидуальный, не сводимый к какому-либо типу образ
человек, старающийся выделиться внешним видом или манерами среди окружающих
своеобразный, непохожий на других человек, чудак

Вопрос A13 #651

На месте каких цифр в словах пишется НН?
Публика толпилась около аттракцио( 1 )ов, которые расположе(2)ы у входа, тогда как дальние, неосвещё(3)ые уголки парка были соверше(4)о безлюдны.
1,2
2,3,4
1,2,3
3,4

Вопрос A14 #652

В каком ряду во всех словах пропущена не проверяемая ударением корневая гласная И?
д..летант, опт..мальный, ист..на
амб..циозный, предпоч..тать, ор..ол
ор..ентироваться, ар..ал, с..нтетический
л..нейка, прив..легия, пол..гон

Вопрос A15 #653

В каком ряду во всех словах пропущена буква О?
пред..ставить, пр..язык, непр..извольно
с..участие, бесс..держательный, ..политичный
пр..тотип, пр..образ, пр..правительственная пресса
без..лаберный, под..греть, от..двинуть

Вопрос A16 #654

В каком ряду во всех словах пропущена буква Ю?
се..щий пшеницу, (они) бор..тся
испыту..щий (взгляд), (они) стро..тся
дорогосто..щий, (они) пропол..т
ду..щий (ветер), (они) очут..тся (в незнакомом месте)

Вопрос A17 #655

В каком(-их) предложении(-ях) на месте пропуска в слове пишется Ь?
А. Как говорит..ся, нет худа без добра.
Б. Нам ли, северянам, боят..ся холодов!
В. Намет..те план действий и подберите помощников.
Г. Когда вам исполнит..ся восемнадцать лет?
А, Б, В
Б, В
В, Г
Г

Вопрос A18 #656

В каком(-их) предложении(-ях) на месте пропуска пишется НЕ?
А. Здесь были опасные рифы, о которые даже в ясный день и при отличной погоде разбивал себе днище .. один большой корабль.
Б. Двум смертям .. бывать, а одной .. миновать.
В. Старая как мир присказка при проговаривании вслух в трудной ситуации, как это .. парадоксально, помогает мне снять напряжение.
Г. .. единого звука извне не проникало в комнату.
А, Б
только Б
А, В
Б, Г

Вопрос A19 #657

В каком предложении оба выделенных слова пишутся слитно?
Ершов написал своего «Конька-Горбунка» (НЕ)ЗРЕЛЫМ юнцом и до конца дней уже не мог создать ничего, ЧТО(БЫ) по литературному качеству могло сравниться с юношеским шедевром.
Некоторые считают, БУД(ТО) творческая трагедия Ершова произошла (ОТ)ТОГО, что он уехал к себе в Сибирь и стал директором гимназии.
Мастер русского народного стиля, он (ТОТ)ЧАС после «Конька» отрёкся от этого стиля и (НИ)РАЗУ не сделал попытки вернуться к нему.
«Конёк-Горбунок» долго был (ПОД)ЗАПРЕТОМ, а потом стал печататься как лубочная книга, которой торговали на ярмарках (НА)РАВНЕ с ситцами, сонниками, пряниками.

Вопрос A20 #658

Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении:
Первые слова оратор произнёс кротко и просто, но вдруг повысил голос ( ) и следующее слово громом прокатилось под сводами.
Запятая на месте скобок не нужна, потому что И соединяет однородные члены предложения.
Запятая на месте скобок нужна, потому что И присоединяет повторяющиеся однородные члены предложения.
Запятая на месте скобок нужна, потому что союз И соединяет части сложного предложения.
Запятая на месте скобок не нужна, потому что части сложного предложения, соединяемые союзом И, имеют общее главное предложение.

Вопрос A21 #659

Какой вариант ответа показывает правильную расстановку запятых в предложении?
И рыба, и охотник поплыли (1) между камнями (2) щетинившимися во все стороны водорослями (3) к углублению в пористой скале.
1,3
2,3
3
1,2

Вопрос A22 #660

Какой вариант ответа показывает правильную расстановку запятых в предложении?
В своей статье Фазиль Искандер «почти пропел гимн недосказанности в искусстве». Тем не менее (1) он отмечает, что самые великие произведения искусства, такие как (2) скажем (3) «Война и мир» Толстого или «Возвращение блудного сына» Рембрандта, сильны (4) прежде всего (5) ясностью, хотя и в них есть элементы недосказанности.
1,2,4,5
2,3
3
2,3,4,5

Вопрос A23 #661

Укажите предложение, в котором поставлена лишняя запятая.
Ржавчина на железных листах расползалась в самые причудливые рисунки, напоминающие то географическую карту, то сражения каких-то мифологических существ, то еще что-то.
Прелесть рисунка ещё в том, что он не только вызван к жизни некоторыми усилиями воображения, но и удерживается за счёт воображения и, главное, дорисовывается за счёт того же воображения.
Некоторые мальчики имели часы, они носили их на руке, или в кармане.
Пароходные гудки вызывали у соседа иногда добродушные, иногда насмешливые, иногда раздражённые, но всегда осуждающие замечания.

Вопрос A24 #662

Укажите правильное объяснение постановки тире в предложении:
В местной команде особенно выделялись двое футболистов — один из нападающих и защитник.
разделяется подлежащее и сказуемое
после обобщающего слова следуют однородные члены
выделяются обособленные приложения
разделяются части бессоюзного сложного предложения

Вопрос A25 #663

Какой вариант ответа показывает правильную расстановку запятых в предложении?
Широко известно (1) что (2) как только происходит (3) что-нибудь не совсем обыкновенное (4) сразу же появляются слухи.
1,4
2,4
1,3
1,2,4

Вопрос A26 #664

Какой вариант ответа показывает правильную расстановку запятых в предложении?
Пока все ожидали (1) не зажжётся ли свет (2) или готовили керосиновую лампу (3) я прилег на пол тётушкиной кухни (4) и стал читать при свете, льющемся из экрана керосинки.
1,2,3
2,4
1,2,3,4
1,3,4

Вопрос A27 #665

Современная земная атмосфера представляет собой конечный результат эволюции, продолжавшейся более 4 миллиардов лет. Существует несколько весьма разумных гипотез относительно состава и свойств первичной атмосферы Земли. Одна из первых гипотез была высказана во второй половине XIX века Луи Пастером, который предположил, что первичная атмосфера Земли не содержала кислорода.

В каком из приведённых ниже предложений верно передана главная информация, содержащаяся в тексте?
Одна из первых разумных гипотез относительно состава земной атмосферы была высказана во второй половине XIX века Луи Пастером.
Земная атмосфера начала формироваться более 4 миллиардов лет назад и вначале, согласно гипотезе Луи Пастера, не содержала кислорода.
Во второй половине XIX века Луи Пастер первым высказал гипотезу относительно состава земной атмосферы, согласно его гипотезе, более 4 миллиардов лет назад в земной атмосфере не было кислорода.
Луи Пастер предположил, что атмосфера Земли начала формироваться более 4 миллиардов лет назад и первоначально не содержала кислорода.

Вопрос A28 #666

(1) Понятие «плохой» и «хорошей» поэзии принадлежит к наиболее личным, субъективным и, следовательно, вызывающим наибольшие споры категориям. (2) Не случайно ещё теоретики XVIII века ввели понятие «вкуса» — сложного сочетания знания, умения и интуиции, врождённой талантливости.

(3) Прежде всего необходимо подчеркнуть историческую ограниченность этих определений: то, что представляется «хорошим» с одних исторических позиций, в другую эпоху с другой точки зрения может показаться «плохим». (4) Молодой Тургенев — человек с тонко развитым поэтическим чувством — восхищался Бенедиктовым, Чернышевский считал Фета — одного из любимейших поэтов Л.Н. Толстого — образцом бессмыслицы, полагая, что по степени абсурдности с ним можно сопоставить только геометрию Лобачевского. (5) Случаи, когда поэзия с одной точки зрения представляется «хорошей», а с другой — «плохой», настолько многочисленны, что их следует считать не исключением, а правилом.

(6) Чем же это обусловлено? (7) Для того чтобы в этом разобраться, необходимо иметь в виду следующее: мы рассматриваем поэзию как некоторый вторичный язык. (8) 0днако между художественными языками и первичным, естественным языком есть существенная разница: хорошо говорить на русском языке — это значит правильно говорить на нём, то есть говорить в соответствии с определёнными правилами. (9) Говоря по-русски, мы можем узнать бесконечное количество новых сведений, но русский язык предполагается уже известным нам настолько, что мы перестаём его замечать. (10) Никаких языковых неожиданностей в нормальном акте говорения не должно быть. (11) В поэзии дело обстоит иначе — самый её строй информативен и всё время должен ощущаться как неавтоматический.

(12) Хорошие стихи, стихи, несущие поэтическую информацию, — это стихи, в которых все элементы ожидаемы и неожиданны одновременно. (13) Нарушение первого принципа сделает текст бессмысленным, второго — тривиальным. (14) Выполнять функцию «хороших стихов» в той или иной системе культуры могут лишь тексты высоко для неё информативные. (15) А это подразумевает конфликт с читательским ожиданием, напряжение, борьбу и в конечном итоге навязывание читателю какой-то более значимой, чем привычная, художественной системы. (16) Но, побеждая читателя, писатель берёт на себя обязательство идти дальше. (17) Победившее новаторство превращается в шаблон и теряет информативность. (18) Новаторство — не всегда в изобретении нового. (19) Новаторство — значимое отношение к традиции, одновременно восстановление памяти о ней и несовпадение с нею.

(20) Цель поэзии, конечно, не «приёмы», а познание мира и общение между людьми, самопознание, самопостроение человеческой личности в процессе познания... (21) Поэтический текст — мощный и глубоко диалектический механизм поиска истины, истолкования окружающего мира и ориентировки в нём. (22) В конечном итоге цель поэзии совпадает с целью культуры в целом. (23) Но эту цель поэзия реализует специфически, и понимание этой специфики невозможно, если игнорировать её механизм, её внутреннюю структуру.

(Ю. Лотман)


Какой абзац построен по схеме: тезис — примеры, подтверждающие его?
второй (предложения 3-5)
третий (предложения 6-11)
четвёртый (предложения 12-19)
пятый (предложения 20-23)

Вопрос A29 #667


Определите стиль и тип речи.
художественный стиль; рассуждение с элементами описания
научный стиль; рассуждение
художественный стиль; повествование
официально-деловой стиль; описание

Вопрос A30 #668


Какое слово в данном тексте выражает отрицательную оценку называемого явления?
вторичный (предложение 7)
тривиальный (предложение 13)
привычная (предложение 15)
неожиданны (предложение 12)

Вопрос B1 #669


Из предложений 12-14 выпишите слово, образованное приставочным способом.

Вопрос B2 #670


Из предложений 5-8 выпишите страдательное причастие.

Вопрос B3 #671


Из предложений 18-19 выпишите словосочетание со связью СОГЛАСОВАНИЕ.

Вопрос B4 #672


Среди предложений 1—8 найдите такие, в которых есть подлежащее, выраженное указательным местоимением. Напишите номера этих предложений.

Вопрос B5 #673


В каких предложениях текста тире выделяет обособленное приложение? Напишите номера этих предложений.

Вопрос B6 #674


Среди предложений 3-11 найдите сложные предложения, в которых есть придаточное степени с оттенком следствия. Напишите номера этих предложений.

Вопрос B7 #675


Какое из предложений 12-19 связано с предыдущим с помощью лексического повтора и синтаксического параллелизма?

Вопрос B8 #676


Прочитайте фрагмент рецензии на данный текст. В этом фрагменте анализируются языковые особенности текста.
«Автор излагает довольно сложные литературоведческие положения, в построении которых важную роль играет ____ (например, предложения 3,5,10—11), а иногда ____ (предложения 12,17).
Использование таких синтаксических конструкций, как ____ (предложения 1,2,15,20,21), ____ (предложения 8,12), в этом тексте обусловлено прежде всего стремлением к точности выражений».

Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка. Последовательность цифр в ответе запишите в бланк ответов № 1 справа от номера задания В8, начиная с первой клеточки.
Список терминов:
1) метафора
2) парадокс
3) сочетание книжных и разговорных слов и фразеологизмов
4) антитеза
5) гипербола
6) сравнительные обороты
7) ряды однородных членов
8) уточняющие члены предложения
9) парцелляция
0.0166