ЕГЭ Русский язык 2013 Вариант 4

Вопрос A1 #526

В каком слове неверно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?
отдАв
позвалА
граждАнство
загнУтый

Вопрос A2 #525

В каком варианте ответа выделенное слово употреблено неверно?
На крутых склонах с КАМЕНИСТОЙ почвой тающая снеговая вода сбегает вниз.
Пожалуй, не то что галоши, а охотничьи сапоги впору НАДЕТЬ, чтобы перейти улицу.
Современная ИНФОРМАЦИОННАЯ служба дает возможность на высоком уровне ре­шать проблемы организации труда.
По мнению критиков, этой картине явно не хватает ЖИТЕЙСКИХ красок.

Вопрос A3 #527

Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.
сливовое повидло
из разных деревень
на двести пятидесятой странице
более лучше

Вопрос A4 #528

Укажите грамматически правильное продолжение предложения.
Прочитав этот роман,
у меня возникло желание перечитать отдельные его главы.
многие страницы надолго остались в памяти.
читатель узнает много нового о событиях, происходивших в России XIX века.
моей любимой героиней стала Наташа Ростова.

Вопрос A5 #529

Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).
Благодаря лучших произведений словесности каждый из нас познает себя через дру­гих, постигает законы человеческой жизни, учится уважению и любви к людям.
Как обогатилось бы наше представление о Гоголе, если бы мы могли услышать, как он читает «Ревизора», «Женитьбу»!
Читатели готовы любовно рассматривать в стихах Есенина каждый оттенок, а для не­го эти стихи — сама его жизнь, поиски, метания, борьба, страдание и радость.
Гоголь писал, что при имени Пушкина его «тотчас осеняет мысль о русском нацио­нальном поэте».

Вопрос A6 #530

В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя за­менить обособленным определением, выраженным причастным оборотом?
Знаки препинания служат для обозначения такого расчленения письменной речи, кото­рое не может быть передано ни морфологическими средствами, ни расположением слов.
На картине Васнецова изображён облачённый в островерхий шлем, доспехи и латы бо­гатырские русский витязь, который в раздумье стоит перед камнем с надписью.
Вводные слова произошли от самостоятельных частей речи, которые утратили своё прямое значение и вместе с ним — способность выполнять функцию какого-либо члена предложения.
Только благодаря книге накопленные знания обретают могущество лавины, которая способна с тысячелетнего разгона преодолеть любое препятствие на столбовой дороге человеческого прогресса.

Вопрос A7 #531

(1)... (2)Они состоят между собой в определённых связях. (3)Это необходимо, во-первых, чтобы не было лишних слов, которые бы дублировали друг друга, а во-вторых, чтобы одно слово помогало понять другие. (4)... слово «хорошо», как его понять без слова «плохо»? (5)Л.В. Щерба заметил как-то, что многие слова в нашем сознании заложены парами: большой и маленький, злой и добрый, долго и быстро — и, если вдруг появляется новое слово, оно, несомненно, должно оправдать факт своей необходимости в ряду других слов. (6)Недавно, как вы знаете, в наш язык вошло иноязычное слово «сервис», хотя в русском языке есть эквивалент — «обслуживание», однако сервис — это не просто обслуживание, а хорошее обслуживание, только на таком основании оно может быть в языке.

Какое из приведённых ниже предложений должно быть первым в этом тексте?
Одним из основных является стремление человека найти в уже известном явлении окружающего мира какую-то новую черту, то есть углубить и расширить существующее понятие окружающей действительности.
Синонимы и антонимы — большие ресурсы для пополнения русского языка — появляются в связи с проникновением в язык заимствованных слов, близких или идентичных по значению уже существующим в языке словам.
О наличии в языке устойчивых системных отношений свидетельствует соотносительное противопоставление слов по общему, самому существенному для их значения семантическому признаку.
Синонимы помогают избежать ненужных повторений одного и того же слова, точнее, чётче передают мысли, позволяют выразить многообразие оттенков того или иного явления.

Вопрос A8 #534


Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно быть на месте пропуска в четвертом предложении?
Однако
В настоящее время
Несмотря на это,
К примеру,

Вопрос A9 #536


Какое сочетание слов является грамматической основой в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста?
должно оправдать факт (предложение 5)
многие заложены (предложение 5)
не было (предложение 3)
это обслуживание (предложение 6)

Вопрос A10 #538


Укажите верную характеристику пятого (5) предложения текста.
сложносочинённое
сложноподчинённое
сложное с бессоюзной и союзной подчинительной связью между частями
сложное с союзной сочинительной и подчинительной связью между частями

Вопрос A11 #542


Укажите предложение, в котором есть краткое страдательное причастие прошедшего времени.
5
6
3
4

Вопрос A12 #545


Укажите значение слова ДУБЛИРОВАТЬ (предложение 3).
использовать, ставить взамен другого
выполнять что-либо одинаковое или сходное параллельно с другим
заменять основного исполнителя в какой-либо роли
появиться, прийти на смену кому-либо или чему-либо

Вопрос A13 #547

В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется НН?
Путешественники увидели в непролазной, завале(1 )ой сушняком и заросшей бурьяном дикой чащобе зелё(2)ые, вспаха(3)ые и засея(4)ые человеком поля.
1,2,3
2
3
1,3,4

Вопрос A14 #543

В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?
выт..р, ав..нгард, оч..ровывающий
отм..рают, реф..рендум, экспр..ссивный
изб..рать, трансп..рант, обр..зовательный
разв..вать (память), усл..жнить (решение), угр..жать

Вопрос A15 #544

В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?
пр..клонный (возраст), непр..ходящие (ценности), пр..следовать
бе..конечный, ра..говориться, во..гордиться
без..звестный, меж..нститутский, дез..нфекция
непод..ёмный, в..юнок, с..язвить

Вопрос A16 #539

В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква И?
ремонтиру..мый, щебеч..шь
усво..нный, измуч..шься
неслыш..мый, вытерп..шь
задерж..шься, незабыва..мый

Вопрос A17 #540

В каком варианте ответа указаны все слова, где пропущена буква Е?
А. неряшл..вый
Б. пенз..нский
В. владел..ц
Г. груш..вый
А, Б, Г
А, Б, В
Б, В, Г
А, Г

Вопрос A18 #541

В каком предложении НЕ со словом пишется раздельно?
Автор будто предполагает в читателях понимающих охотников, а для (не)посвящённых он, словно из снисхождения, даёт перевод специальных терминов.
Тут, к (не)описуемому восхищению Пети, на старом кухонном столе была устроена целая слесарная мастерская
Платон Афинский — знаменитый мыслитель — в своих представлениях о Вселенной (не)был во всём согласен с пифагорейцами.
Ход мыслей Юрия Олеши был всегда оригинален, реплики — (не)ожиданны, ассоциации — очень богаты, переходы — остры.

Вопрос A19 #537

В каком предложении оба выделенных слова пишутся раздельно?
К вечеру облака, как дым, ложатся розовыми клубами (НА)ПРОТИВ заходящего солнца, которое и вечером ТАК(ЖЕ) спокойно, как на восходе; алое сияние стоит недолгое время над потемневшей землей, и, тихо мигая, как бережно несомая свечка, затеплится на нём вечерняя звезда.
Цвет небосклона, легкий, СВЕТЛО(ЛИЛОВЫЙ), не изменяется во весь день и кругом одинаков; нигде не темнеет, не густеет гроза; лишь иногда КОЕ(ГДЕ) протянутся сверху вниз голубоватые полосы: то сеется едва заметный дождь.
Чтение литературных произведений перед аудиторией слушателей (НА)КОНЕЦ начало складываться в самостоятельный жанр в 1840-х годах, (С)НАЧАЛА же интерес к нему проявляли только сами художники слова.
(В)ПРОДОЛЖЕНИЕ очень короткого времени, (В)ТЕЧЕНИЕ десяти-пятнадцати минут, царит зловещая тишина, и вдруг всё небо покрывается тучами.

Вопрос A20 #535

Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия в предложении.
После ледяного шторма заря медленно всходила на слабо освещённом небе ( ) и можно было увидеть весь торжественный разворот крымских берегов.
Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.
Сложносочинённое предложение, перед союзом И запятая не нужна.
Сложносочинённое предложение, перед союзом И нужна запятая.
Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.

Вопрос A21 #532

В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Яркая зелень камыша перемешивалась здесь с белыми облаками дягиля (1) цветущего повсюду (2) и (3) сплотившегося по берегу болота (4) кудрявого ивняка.
1,2
2
1,3,4
1,2,3,4

Вопрос A22 #533

В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые?
Без вводных слов речь (1) несомненно (2) теряет свою индивидуальность, ведь без них нельзя (3) например(4) передать чувства говорящего в сообщении.
1
1,2
3,4
1,2,3,4

Вопрос A23 #546

Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)
После нашего отъезда с дачи и портрет Гарибальди и старая лампа с рисунком водяной мельницы и стол и букет иван-чая безропотно останутся зимовать в летнем доме.
Вместе с водяной пылью и градом на балкон под колонны несло сорванные розы листья магнолий маленькие сучья и песок.
Ослепительные тугие облака похожи не только на ветки с яблоневым цветом но и на белогрудых лебедей.
В жестковатом кресле самолета можно вздремнуть или почитать.

Вопрос A24 #548

Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?
Перевозивший пассажиров в Туапсе теплоход ушёл в открытое море: капитану необходимо было обойти бушевавший уже несколько суток у берегов Новороссийска ледяной шторм.
Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на следствие того, о чём говорится в первой части.
Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.
Вторая часть бессоюзного сложного предложения содержит причину того, о чём говорится в первой части.
Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на время совершения того, о чём говорится во второй части.

Вопрос A25 #549

В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
В современных экзаменационных тестах есть задания (1) при выполнении (2) которых (3) у выпускников возникают определённые трудности.
1
2
1, 3
2, 3

Вопрос A26 #550

В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Каждое писательское выступление углубляет наше представление об авторе (1) которое уже сложилось у нас при знакомстве с его книгами (2) и (3) если мы имеем дело с большим художником и яркой индивидуальностью (4) для нас интересно и значительно каждое событие в его жизни (5) так как всё это дополняет образ писателя.
1,2,4
2,3,4,5
1,3,4
1,2,3,4,5

Вопрос A27 #551

Слова исконной лексики, в которых выделяются индоевропейские, общеславянские, восточнославянские и собственно русские, хотя и похожи в разных родственных языках, но всё-таки звучат по-разному. И эта разница не случайна, она — продукт тех изменений, которые накопились в каждом из языков с момента распада их единства. Языки меняются не хаотически, изменяются не отдельные слова, а звуки (точнее — сочетания звуков), поэтому изменения касаются всех слов, где эти звуки (сочетания звуков) есть, в результате появляются закономерные соответствия между звуками одного языка и звуками другого языка.

В каком из приведённых ниже предложений верно передана главная информация, содержащаяся в тексте?
В словах исконной лексики выделяются индоевропейские, общеславянские, восточнославянские и собственно русские слова.
Различия и соответствия в звучании слов в родственных языках обусловлены изменениями в звучании отдельных звуков или их сочетаний, возникших в результате распада когда-то единого языка.
Между звуками одного языка и звуками другого языка существуют соответствия.
При изменении языков изменяются не отдельные слова, а звуки (точнее — сочетания звуков), поэтому изменения касаются всех слов, где эти звуки (сочетания звуков) есть.

Вопрос A28 #552

(1) В детстве я плакал много. (2) В отрочестве — меньше. (3) В юности — дважды. (4) Первый раз это было перед самой войной, вечером. (5) Я сказал девочке, которую любил, сказал с деланым равнодушием:

— Ну что ж, раз так, значит, конец...

— (6) Ну что ж, значит, конец, — неожиданно спокойно согласилась она и быстро пошла прочь. (7) И тогда я заплакал — ведь она уходила. (8) И утирал слезы ладонью.

(9) Второй раз я плачу сейчас здесь, в моздокской степи. (10) Я несу командиру полка очень ответственный пакет. (П) Песчаные холмы похожи один на другой. (12) Ночь. (13) А я второй день на передовой. (14) А за невыполнение задания — расстрел. (15) А мне восемнадцать лет.

(16) Приставят меня к стенке. (17) Впрочем, какие здесь стены.

(18) И я утираю слезы. (19) «Ваш сын оказался трусом и...» (20) Так будет начинаться извещение... (21) Ну почему это именно меня послали с пакетом? (22) Вот Коля Гринченко — такой сильный, ловкий парень. (23) 0н бы уже давно добрался. (24) Сидел бы сейчас в тёплой землянке штаба полка. (25) Пил бы чай из кружки. (26) Подмигивал бы связисткам и улыбался красивым ртом.

(27) А вдруг сейчас ухнет мина? (28) Отыщут меня утром. (29) Командир полка скажет командиру батареи:

— Что же это вы, лейтенант Бураков, неопытного солдата послали? (30) Не дали осмотреться человеку, привыкнуть. (31) Вот из-за вашего равнодушия погиб хороший человек.

(32) «Ваш сын пал смертью храбрых при выполнении ответственного оперативного задания...» (33) Так будет начинаться извещение...

— (34) Эй, куда идёшь?

(35) Это мне кричат. (36) Я вижу там окопчик, и из него мне рукой машут. (37) Мало ли куда я иду?

— (38) Стой! — кричат за спиною.

(39) Останавливаюсь. (40) Подхожу. (41) Кто-то с силой втягивает меня в окопчик за рукав.

(42) Куда шёл? — зло спрашивают.

(43) Я объясняю.

(44) А ты знаешь, что там немцы? (45) Ещё бы сто метров...

(46) Мне объясняют. (47) Это наш передовой дозор, оказывается. (48) Потом меня долго ведут в землянку. (49) Командир полка читает донесение и посматривает на меня. (50) И я чувствую себя тщедушным и маленьким. (51) Я смотрю на свои не очень античные ноги, тоненькие, в обмотках. (52) И на здоровенные солдатские ботинки. (53) Всё это, должно быть, очень смешно. (54) Но никто не смеётся.

— (55) Идите на батарею, — зло говорит командир полка, — и скажите вашему командиру, чтобы он таких донесений больше не посылал.

(56) Он делает ударение на слове «таких».

— (57) Хорошо, — говорю я. (58) И слышу тихий смех красивой связистки. (59) Она смотрит на меня и смеётся.

— (60) Вы давно в армии? — спрашивает полковник.

— (61) Месяц.

— (62) В армии нужно отвечать не «хорошо», а «есть»... и потом, это... носки вместе, пятки врозь...

— (63) Я знаю, — говорю я. (64) И выхожу. (65) Почти бегу.

(66) Опять степь. (67) Идёт снег. (68) И тишина. (69) Как-то даже не верится, что это фронт, передовая, что рядом опасность. (70) Теперь-то уж я не собьюсь с пути.

(71) Представляю, как смешно я выглядел: расставленные ноги, и руки в карманах шинели, и пилотка, натянутая на уши. (72) А ботинки у меня здоровенные. (73) Это даже хорошо. (74) Увесистая мужская нога. (75) И снег хрустит. (76) Мне бы только шапку-ушанку, и я не выглядел бы таким жалким. (77) Вот сейчас приду, доложу. (78) Напьюсь горячего чаю. (79) Посплю. (80) Теперь я имею право.

(По Б. Окуджаве)

Булат Шалвович Окуджава (1924—1997) — поэт, композитор, литератор, прозаик и сценарист. Автор около двухсот песен, один из наиболее ярких представителей жанра авторской песни.


В каком предложении текста содержится пояснение того, о чём говорится в предложении 80: «Теперь я имею право»?
(10)Я несу командиру полка очень ответственный пакет.
(32)«Ваш сын пал смертью храбрых при выполнении ответственного оперативного задания...»
(49)Командир полка читает донесение и посматривает на меня.
(69)Как-то даже не верится, что это фронт, передовая, что рядом опасность.

Вопрос A29 #553


Какое из перечисленных утверждений является ошибочным?
В предложениях 19-21 содержится повествование.
В предложении 50 содержится описание состояния человека.
В предложениях 66-68 представлено описание места.
Предложения 71-72 содержат описание внешности человека.

Вопрос A30 #554


В каком предложении употребляются контекстные синонимы?
6
26
50
52

Вопрос B1 #555


Из предложений 9-15 выпишите слово, образованное бессуффиксным способом (с помощью нулевого суффикса).

Вопрос B2 #556


Из предложений 47-54 выпишите определительное местоимение.

Вопрос B3 #557


Укажите тип подчинительной связи в словосочетании КОТОРУЮ ЛЮБИЛ (предложение 5).

Вопрос B4 #558


Среди предложений 12-25 найдите простые односоставные неопределённо-личные предложения. Напишите номера этих простых предложений.

Вопрос B5 #559


Среди предложений 1-17 найдите предложения, осложнённые обособленным уточняющим обстоятельством. Напишите номера этих предложений.

Вопрос B6 #560


Среди предложений 5-17 найдите сложноподчинённое предложение с придаточным причины. Напишите номер этого сложного предложения.

Вопрос B7 #561


Среди предложений 12-20 найдите такое, которое связано с предыдущим с помощью вводного слова и однокоренных слов. Напишите номер этого предложения.

Вопрос B8 #562


«Персонаж-рассказчик не скрывает своих мыслей и чувств. Его внутренний монолог - точная психологическая самохарактеристика героя, переданная им выразительно, эмоционально. Достигается это с помощью разнообразных средств выразительности, среди которых приёмы:_____(предложения 2-3),_____(предложения 13-15),_____(предложения 19, 32). Усиливает эффект от прочитанного такой приём, как______(предложения 51-52), подчёркивающий самоощущение персонажа-рассказчика».
Список терминов:
  1. анафора
  2. метафора
  3. противопоставление
  4. риторическое обращение
  5. синонимы
  6. парцелляция
  7. синтаксический параллелизм
  8. вопросно-ответная форма изложения
  9. цитирование
0.0188