ЕГЭ Русский язык 2013 Вариант 4
Вопрос A1 #526
позвалА
граждАнство
загнУтый
Вопрос A2 #525
Пожалуй, не то что галоши, а охотничьи сапоги впору НАДЕТЬ, чтобы перейти улицу.
Современная ИНФОРМАЦИОННАЯ служба дает возможность на высоком уровне решать проблемы организации труда.
По мнению критиков, этой картине явно не хватает ЖИТЕЙСКИХ красок.
Вопрос A3 #527
из разных деревень
на двести пятидесятой странице
более лучше
Вопрос A4 #528
Прочитав этот роман,
многие страницы надолго остались в памяти.
читатель узнает много нового о событиях, происходивших в России XIX века.
моей любимой героиней стала Наташа Ростова.
Вопрос A5 #529
Как обогатилось бы наше представление о Гоголе, если бы мы могли услышать, как он читает «Ревизора», «Женитьбу»!
Читатели готовы любовно рассматривать в стихах Есенина каждый оттенок, а для него эти стихи — сама его жизнь, поиски, метания, борьба, страдание и радость.
Гоголь писал, что при имени Пушкина его «тотчас осеняет мысль о русском национальном поэте».
Вопрос A6 #530
На картине Васнецова изображён облачённый в островерхий шлем, доспехи и латы богатырские русский витязь, который в раздумье стоит перед камнем с надписью.
Вводные слова произошли от самостоятельных частей речи, которые утратили своё прямое значение и вместе с ним — способность выполнять функцию какого-либо члена предложения.
Только благодаря книге накопленные знания обретают могущество лавины, которая способна с тысячелетнего разгона преодолеть любое препятствие на столбовой дороге человеческого прогресса.
Вопрос A7 #531
Какое из приведённых ниже предложений должно быть первым в этом тексте?
Синонимы и антонимы — большие ресурсы для пополнения русского языка — появляются в связи с проникновением в язык заимствованных слов, близких или идентичных по значению уже существующим в языке словам.
О наличии в языке устойчивых системных отношений свидетельствует соотносительное противопоставление слов по общему, самому существенному для их значения семантическому признаку.
Синонимы помогают избежать ненужных повторений одного и того же слова, точнее, чётче передают мысли, позволяют выразить многообразие оттенков того или иного явления.
Вопрос A8 #534
Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно быть на месте пропуска в четвертом предложении?
В настоящее время
Несмотря на это,
К примеру,
Вопрос A9 #536
Какое сочетание слов является грамматической основой в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста?
многие заложены (предложение 5)
не было (предложение 3)
это обслуживание (предложение 6)
Вопрос A10 #538
Укажите верную характеристику пятого (5) предложения текста.
сложноподчинённое
сложное с бессоюзной и союзной подчинительной связью между частями
сложное с союзной сочинительной и подчинительной связью между частями
Вопрос A11 #542
Укажите предложение, в котором есть краткое страдательное причастие прошедшего времени.
6
3
4
Вопрос A12 #545
Укажите значение слова ДУБЛИРОВАТЬ (предложение 3).
выполнять что-либо одинаковое или сходное параллельно с другим
заменять основного исполнителя в какой-либо роли
появиться, прийти на смену кому-либо или чему-либо
Вопрос A13 #547
Путешественники увидели в непролазной, завале(1 )ой сушняком и заросшей бурьяном дикой чащобе зелё(2)ые, вспаха(3)ые и засея(4)ые человеком поля.
2
3
1,3,4
Вопрос A14 #543
отм..рают, реф..рендум, экспр..ссивный
изб..рать, трансп..рант, обр..зовательный
разв..вать (память), усл..жнить (решение), угр..жать
Вопрос A15 #544
бе..конечный, ра..говориться, во..гордиться
без..звестный, меж..нститутский, дез..нфекция
непод..ёмный, в..юнок, с..язвить
Вопрос A16 #539
усво..нный, измуч..шься
неслыш..мый, вытерп..шь
задерж..шься, незабыва..мый
Вопрос A17 #540
А. неряшл..вый
Б. пенз..нский
В. владел..ц
Г. груш..вый
А, Б, В
Б, В, Г
А, Г
Вопрос A18 #541
Тут, к (не)описуемому восхищению Пети, на старом кухонном столе была устроена целая слесарная мастерская
Платон Афинский — знаменитый мыслитель — в своих представлениях о Вселенной (не)был во всём согласен с пифагорейцами.
Ход мыслей Юрия Олеши был всегда оригинален, реплики — (не)ожиданны, ассоциации — очень богаты, переходы — остры.
Вопрос A19 #537
Цвет небосклона, легкий, СВЕТЛО(ЛИЛОВЫЙ), не изменяется во весь день и кругом одинаков; нигде не темнеет, не густеет гроза; лишь иногда КОЕ(ГДЕ) протянутся сверху вниз голубоватые полосы: то сеется едва заметный дождь.
Чтение литературных произведений перед аудиторией слушателей (НА)КОНЕЦ начало складываться в самостоятельный жанр в 1840-х годах, (С)НАЧАЛА же интерес к нему проявляли только сами художники слова.
(В)ПРОДОЛЖЕНИЕ очень короткого времени, (В)ТЕЧЕНИЕ десяти-пятнадцати минут, царит зловещая тишина, и вдруг всё небо покрывается тучами.
Вопрос A20 #535
После ледяного шторма заря медленно всходила на слабо освещённом небе ( ) и можно было увидеть весь торжественный разворот крымских берегов.
Сложносочинённое предложение, перед союзом И запятая не нужна.
Сложносочинённое предложение, перед союзом И нужна запятая.
Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.
Вопрос A21 #532
Яркая зелень камыша перемешивалась здесь с белыми облаками дягиля (1) цветущего повсюду (2) и (3) сплотившегося по берегу болота (4) кудрявого ивняка.
2
1,3,4
1,2,3,4
Вопрос A22 #533
Без вводных слов речь (1) несомненно (2) теряет свою индивидуальность, ведь без них нельзя (3) например(4) передать чувства говорящего в сообщении.
1,2
3,4
1,2,3,4
Вопрос A23 #546
Вместе с водяной пылью и градом на балкон под колонны несло сорванные розы листья магнолий маленькие сучья и песок.
Ослепительные тугие облака похожи не только на ветки с яблоневым цветом но и на белогрудых лебедей.
В жестковатом кресле самолета можно вздремнуть или почитать.
Вопрос A24 #548
Перевозивший пассажиров в Туапсе теплоход ушёл в открытое море: капитану необходимо было обойти бушевавший уже несколько суток у берегов Новороссийска ледяной шторм.
Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.
Вторая часть бессоюзного сложного предложения содержит причину того, о чём говорится в первой части.
Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на время совершения того, о чём говорится во второй части.
Вопрос A25 #549
В современных экзаменационных тестах есть задания (1) при выполнении (2) которых (3) у выпускников возникают определённые трудности.
2
1, 3
2, 3
Вопрос A26 #550
Каждое писательское выступление углубляет наше представление об авторе (1) которое уже сложилось у нас при знакомстве с его книгами (2) и (3) если мы имеем дело с большим художником и яркой индивидуальностью (4) для нас интересно и значительно каждое событие в его жизни (5) так как всё это дополняет образ писателя.
2,3,4,5
1,3,4
1,2,3,4,5
Вопрос A27 #551
В каком из приведённых ниже предложений верно передана главная информация, содержащаяся в тексте?
Различия и соответствия в звучании слов в родственных языках обусловлены изменениями в звучании отдельных звуков или их сочетаний, возникших в результате распада когда-то единого языка.
Между звуками одного языка и звуками другого языка существуют соответствия.
При изменении языков изменяются не отдельные слова, а звуки (точнее — сочетания звуков), поэтому изменения касаются всех слов, где эти звуки (сочетания звуков) есть.
Вопрос A28 #552
(1) В детстве я плакал много. (2) В отрочестве — меньше. (3) В юности — дважды. (4) Первый раз это было перед самой войной, вечером. (5) Я сказал девочке, которую любил, сказал с деланым равнодушием:
— Ну что ж, раз так, значит, конец...
— (6) Ну что ж, значит, конец, — неожиданно спокойно согласилась она и быстро пошла прочь. (7) И тогда я заплакал — ведь она уходила. (8) И утирал слезы ладонью.
(9) Второй раз я плачу сейчас здесь, в моздокской степи. (10) Я несу командиру полка очень ответственный пакет. (П) Песчаные холмы похожи один на другой. (12) Ночь. (13) А я второй день на передовой. (14) А за невыполнение задания — расстрел. (15) А мне восемнадцать лет.
(16) Приставят меня к стенке. (17) Впрочем, какие здесь стены.
(18) И я утираю слезы. (19) «Ваш сын оказался трусом и...» (20) Так будет начинаться извещение... (21) Ну почему это именно меня послали с пакетом? (22) Вот Коля Гринченко — такой сильный, ловкий парень. (23) 0н бы уже давно добрался. (24) Сидел бы сейчас в тёплой землянке штаба полка. (25) Пил бы чай из кружки. (26) Подмигивал бы связисткам и улыбался красивым ртом.
(27) А вдруг сейчас ухнет мина? (28) Отыщут меня утром. (29) Командир полка скажет командиру батареи:
— Что же это вы, лейтенант Бураков, неопытного солдата послали? (30) Не дали осмотреться человеку, привыкнуть. (31) Вот из-за вашего равнодушия погиб хороший человек.
(32) «Ваш сын пал смертью храбрых при выполнении ответственного оперативного задания...» (33) Так будет начинаться извещение...
— (34) Эй, куда идёшь?
(35) Это мне кричат. (36) Я вижу там окопчик, и из него мне рукой машут. (37) Мало ли куда я иду?
— (38) Стой! — кричат за спиною.
(39) Останавливаюсь. (40) Подхожу. (41) Кто-то с силой втягивает меня в окопчик за рукав.
(42) Куда шёл? — зло спрашивают.
(43) Я объясняю.
(44) А ты знаешь, что там немцы? (45) Ещё бы сто метров...
(46) Мне объясняют. (47) Это наш передовой дозор, оказывается. (48) Потом меня долго ведут в землянку. (49) Командир полка читает донесение и посматривает на меня. (50) И я чувствую себя тщедушным и маленьким. (51) Я смотрю на свои не очень античные ноги, тоненькие, в обмотках. (52) И на здоровенные солдатские ботинки. (53) Всё это, должно быть, очень смешно. (54) Но никто не смеётся.
— (55) Идите на батарею, — зло говорит командир полка, — и скажите вашему командиру, чтобы он таких донесений больше не посылал.
(56) Он делает ударение на слове «таких».
— (57) Хорошо, — говорю я. (58) И слышу тихий смех красивой связистки. (59) Она смотрит на меня и смеётся.
— (60) Вы давно в армии? — спрашивает полковник.
— (61) Месяц.
— (62) В армии нужно отвечать не «хорошо», а «есть»... и потом, это... носки вместе, пятки врозь...
— (63) Я знаю, — говорю я. (64) И выхожу. (65) Почти бегу.
(66) Опять степь. (67) Идёт снег. (68) И тишина. (69) Как-то даже не верится, что это фронт, передовая, что рядом опасность. (70) Теперь-то уж я не собьюсь с пути.
(71) Представляю, как смешно я выглядел: расставленные ноги, и руки в карманах шинели, и пилотка, натянутая на уши. (72) А ботинки у меня здоровенные. (73) Это даже хорошо. (74) Увесистая мужская нога. (75) И снег хрустит. (76) Мне бы только шапку-ушанку, и я не выглядел бы таким жалким. (77) Вот сейчас приду, доложу. (78) Напьюсь горячего чаю. (79) Посплю. (80) Теперь я имею право.
(По Б. Окуджаве)
Булат Шалвович Окуджава (1924—1997) — поэт, композитор, литератор, прозаик и сценарист. Автор около двухсот песен, один из наиболее ярких представителей жанра авторской песни.
В каком предложении текста содержится пояснение того, о чём говорится в предложении 80: «Теперь я имею право»?
(32)«Ваш сын пал смертью храбрых при выполнении ответственного оперативного задания...»
(49)Командир полка читает донесение и посматривает на меня.
(69)Как-то даже не верится, что это фронт, передовая, что рядом опасность.
Вопрос A29 #553
Какое из перечисленных утверждений является ошибочным?
В предложении 50 содержится описание состояния человека.
В предложениях 66-68 представлено описание места.
Предложения 71-72 содержат описание внешности человека.
Вопрос A30 #554
В каком предложении употребляются контекстные синонимы?
26
50
52
Вопрос B1 #555
Из предложений 9-15 выпишите слово, образованное бессуффиксным способом (с помощью нулевого суффикса).
Вопрос B2 #556
Из предложений 47-54 выпишите определительное местоимение.
Вопрос B3 #557
Укажите тип подчинительной связи в словосочетании КОТОРУЮ ЛЮБИЛ (предложение 5).
Вопрос B4 #558
Среди предложений 12-25 найдите простые односоставные неопределённо-личные предложения. Напишите номера этих простых предложений.
Вопрос B5 #559
Среди предложений 1-17 найдите предложения, осложнённые обособленным уточняющим обстоятельством. Напишите номера этих предложений.
Вопрос B6 #560
Среди предложений 5-17 найдите сложноподчинённое предложение с придаточным причины. Напишите номер этого сложного предложения.
Вопрос B7 #561
Среди предложений 12-20 найдите такое, которое связано с предыдущим с помощью вводного слова и однокоренных слов. Напишите номер этого предложения.
Вопрос B8 #562
«Персонаж-рассказчик не скрывает своих мыслей и чувств. Его внутренний монолог - точная психологическая самохарактеристика героя, переданная им выразительно, эмоционально. Достигается это с помощью разнообразных средств выразительности, среди которых приёмы:_____(предложения 2-3),_____(предложения 13-15),_____(предложения 19, 32). Усиливает эффект от прочитанного такой приём, как______(предложения 51-52), подчёркивающий самоощущение персонажа-рассказчика».
Список терминов:
- анафора
- метафора
- противопоставление
- риторическое обращение
- синонимы
- парцелляция
- синтаксический параллелизм
- вопросно-ответная форма изложения
- цитирование