ЕГЭ Русский язык 2013 Вариант 11
Вопрос A1 #791
нАдолго
согнУтый
намЕрение
Вопрос A2 #792
Чтобы ВОСПОЛНИТЬ недостаток фосфора в организме, необходимо регулярно употреблять в пищу рыбу.
Опытный персонал пансионата сделал всё возможное, чтобы отдыхающие чувствовали себя КОМФОРТАБЕЛЬНО.
Незадачливый путешественник, бросив ОПАСЛИВЫЙ взгляд на быстро темнеющее небо, направился к своей хижине, радуясь, что построил её под плотным навесом.
Вопрос A3 #793
несколько яблонь
наиболее удачно
поезжай быстрее
Вопрос A4 #794
Используя яркие метафоры,
поэт создаёт неповторимый мир лирического героя.
создаётся уникальный, неповторимый мир лирического героя.
поэтом был создан уникальный, неповторимый мир лирического героя.
Вопрос A5 #795
На премьере присутствовали все, кто создавал этот замечательный художественный фильм: известные актеры, деятели кино, эстрады.
В сентябрьском номере журнала «Уюта» можно прочитать ряд статей о том, как дом сделать теплее, а проживание в нём — экономичнее.
Академию художеств в Петербурге — учебное заведение для подготовки живописцев, архитекторов и скульпторов — открывали дважды, и в первый раз это произошло осенью 1757 года — в пору царствования Елизаветы Петровны, дочери Петра I.
Вопрос A6 #796
Пиктограмма представляет собой рисунок, который непосредственно изображает вещи, события и явления.
В усадьбе, которая до революции принадлежала сначала Ивану Тургеневу, а потом старинному роду Боткиных, состоялась встреча потомков прежних хозяев дома.
Всё вокруг: лес, поле, журчащий ручей — было красиво той необыкновенно трогательной красотой, которая так много говорит русскому сердцу.
Вопрос A7 #797
Какое из приведённых ниже предложений должно быть ПЕРВЫМ в этом тексте?
С тех пор как немногим более века назад Эдисон изобрёл первую электрическую лампочку, технологии освещения очень сильно изменились.
В конструкции ламп общего назначения предусматривается предохранитель — звено из ферроникелевого сплава, вваренное в разрыв одного из токовводов и расположенное вне колбы лампы — как правило, в ножке.
В мигающих лампах последовательно с нитью накала встраивается биметаллический переключатель, за счёт чего такие лампы самостоятельно работают в мерцающем режиме.
Вопрос A8 #798
Какое из приведённых ниже слов или сочетаний слов должно быть на месте пропуска в ПЯТОМ предложении текста?
Другими словами,
Даже
И хотя
Вопрос A9 #799
Какое сочетание слов является грамматической основой в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста?
придумали множество приборов (предложение 2)
светильники являются (предложение 3)
лампа была изобретена (предложение 4)
Вопрос A10 #800
Укажите верную характеристику второго (2) предложения текста.
сложное с бессоюзной и союзной сочинительной связью
простое, осложнённое однородными членами
сложносочинённое
Вопрос A11 #801
Укажите верную характеристику слова МНОЖЕСТВО (предложение 2).
числительное
существительное
частица
Вопрос A12 #802
Укажите значение слова ТИП в шестом (6) предложении текста.
вид, разновидность
образец, модель
образ
Вопрос A13 #803
Необъезже(1)ая лошадь всё норовила сбросить непроше(2)ого седока, а он, посылая зрителям воздуш(3)ые поцелуи, бесстраш(4)о демонстрировал зрителям приёмы цирковой езды.
1,2
3,4
1,2,3,4
Вопрос A14 #804
препод..ватель, сбал..нсированный, р..скошный
проск..чить, д..тальный, кор..бельный
сокр..щение, те..ретический, расст..латься
Вопрос A15 #805
в..йти, з..планированный, п..добранный
пр..прятать, пр..слониться, пр..градить
ра..пуститься, и..пытать, бе..компромиссный
Вопрос A16 #806
раскле..м, начерч..нный
бор..шься, ненавид..вший
замаяч..шь, просроч..нный
Вопрос A17 #807
А. податл..вый
Б. подстриж..нный
В. груш..вый
Г. ноч..вать
А, Б, Г
А, В, Г
В, Г
Вопрос A18 #808
(Не)смотря на «домашний» характер, собрания в доме Олениных имели значительное влияние на состояние литературы и театра.
Товарищи пожурили меня за легкомыслие, (не)достойное опытного путешественника.
Попытки заделать образовавшуюся в лодке течь (не)увенчались успехом.
Вопрос A19 #809
Оперативная память — это рабочая область для процессора компьютера, в которой (ВО)ВРЕМЯ его работы хранятся программы и данные и которая является для них только временным хранилищем, ПОТОМУ(ЧТО) данные и программы в ней сохраняются только при включённом компьютере или до нажатия кнопки сброса.
Если придётся защищать свою страну, то ГДЕ(ТО) в глубине сердца мы будем знать, что защищаем и этот лесной задумчивый край, научивший нас видеть и понимать прекрасное, КАК(БЫ) невзрачно на вид оно ни было.
ЧТО(БЫ) ежедневно затрачивать меньше усилий, на протяжении всей истории человек старался механизировать свой повседневный труд, для чего использовал устройства и механизмы, которые (ПО)НАЧАЛУ были очень простыми, но постепенно усложнялись и достигли наконец сегодняшнего уровня технического совершенства.
Вопрос A20 #810
Графу Шереметеву однажды наскучили строительные затеи () и он велел полному планов и свежих сил зодчему Павлу Аргунову ездить за покупками для оформления господского дома.
Сложносочинённое предложение, перед союзом И запятая не нужна.
Сложносочинённое предложение, перед союзом И нужна запятая.
Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.
Вопрос A21 #811
Пётр I (1) подбирая себе помощников (2) стремился выделить людей (3) имеющих разносторонние интересы и склонность к учению (4) готовых верой и правдой служить Отечеству.
1,3
3,4
1,2,3,4
Вопрос A22 #812
Пловец (1) видимо (2) снова запутался в прибрежных водорослях. Но на этот раз (3) к счастью (4) всё обошлось благополучно.
1,3
3,4
1,2,3,4
Вопрос A23 #813
Николай Струйский знал несколько иностранных языков и прекрасно разбирался в искусстве однако отличался некоторыми странностями характера.
Свои творения поэт записывал в тетрадь и читал на встречах в литературном салоне своим друзьям.
Прекрасны и милы в любое время года река цветы деревья дикий лес.
Вопрос A24 #814
Жизнь людей, не отмеченную важными событиями, художники долгое время оставляли без внимания: повседневность, по бытующему в то время мнению, не могла представлять интереса для искусства.
Вторая часть бессоюзного сложного предложения называет причину того, о чём говорится в первой части.
Вторая часть бессоюзного сложного предложения противопоставлена по содержанию тому, о чём говорится в первой части.
Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на время совершения того, о чём говорится во второй части.
Вопрос A25 #815
Широкий двор Смольного монастыря (1) окружён сплошной трёхэтажной полосой жилых корпусов (2) на углах (3) которых (4) выстроены четыре небольшие церкви с золотыми куполами.
2
3,4
2,3,4
Вопрос A26 #816
Чтобы сэкономить электроэнергию (1) мы лишь изредка позволяли себе слушать концерты из Москвы (2) но (3) когда это случалось (4) мы ощущали нашу столицу совсем рядом с нами (5) потому что передача принималась абсолютно ясно и без помех.
1,2,4,5
2,3,5
1,2,3,4,5
Вопрос A27 #817
В каком из приведённых ниже предложений верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте?
Технология — очень широкое понятие, объединяющее многие представления, это совокупность знаний и процедур, которые использует человек.
Технология, обеспечивающая прогресс в разных сферах человеческой деятельности, — это совокупность знаний о материале для изготовления инструментов, методах их использования и энергии, при этом применяемой.
Стараясь преобразовать окружавшие их природные материалы, люди научились делать различные инструменты и использовать их для изготовления необходимых для жизни предметов.
Вопрос A28 #818
(1) Шла война, на которую мы, шестнадцатилетние мальчишки, пока ещё не попали. (2) Время было голодное. (3) По студенческим карточкам нам давали всего по четыреста граммов хлеба.
(4) А между тем даже сливочное масло, окорок, яйца, сметана существовали в нашей комнате в общежитии — в тумбочке Мишки Елисеева, отец которого работал на складе и каждое воскресенье приходил к сыну и приносил свежую обильную еду.
(5) На Мишкиной тумбочке висел замок. (6) Мы даже не подходили к ней: неприкосновенность чужого замка вырабатывалась у человека веками и была священна во все времена, исключая социальные катаклизмы — стихийные бунты или закономерные революции.
(7) Как-то зимой у нас получилось два выходных дня, и я решил, что пойду к себе в деревню и принесу каравай чёрного хлеба. (8) Ребята меня отговаривали: далеко — сорок пять километров, на улице стужа и возможна метель. (9) Но я поставил себе задачу принести ребятам хлеб.
(10) Утром, несмотря на разыгравшуюся метель, я добрался до родительского дома. (11) Переночевав и положив драгоценный каравай в заплечный мешок, я отправился обратно к своим друзьям в студёном, голодном общежитии.
(12) Должно быть, я простудился, и теперь начиналась болезнь. (13) Меня охватила невероятная слабость, и, пройдя по стуже двадцать пять километров, я поднял руку проходящему грузовику.
— (14) Спирт, табак, сало есть? — грозно спросил шофёр. — (15) Э, да что с тобой разговаривать!
— (16) Дяденька, не уезжайте! (17) У меня хлеб есть.
(18) Я достал из мешка большой, тяжёлый каравай в надежде, что шофёр отрежет часть и за это довезёт до Владимира. (19) Но весь каравай исчез в кабине грузовика. (20) Видимо, болезнь крепко захватила меня, если даже само исчезновение каравая, ради которого я перенес такие муки, было мне уже безразлично.
(21) Придя в общежитие, я разделся, залез в ледяное нутро постели и попросил друзей, чтобы они принесли кипятку.
— (22) А кипяток-то с чем?.. (23) Ты из дома-то неужели совсем ничего не принёс?
(24) Я рассказал им, как было дело.
— (25) А не был ли похож тот шофёр на нашего Мишку Елисеева? — спросил Володька Пономарев.
— (26) Был, — удивился я, вспоминая круглую красную харю шофёра с маленькими серыми глазками. — (27) А ты как узнал?
— (28) Да все хапуги и жадюги должны же быть похожи друг на друга!
(29) Тут в комнате появился Мишка, и ребята, не выдержав, впервые обратились к нему с просьбой.
— (30) Видишь, захворал человек. (31) Дал бы ему хоть чего-нибудь поесть.
(32) Никто не ждал, что Мишку взорвёт таким образом: он вдруг начал орать, наступая то на одного, то на другого.
— (33) Ишь, какие ловкие — в чужую суму-то глядеть! (34) Нет у меня ничего в тумбочке, можете проверить. (35) Разрешается.
(36) При этом он успел метнуть хитрый взгляд на свой тяжёлый замок.
(37) Навалившаяся болезнь, страшная усталость, сердоболие, вложенное матерью в единственный каравай хлеба, бесцеремонность, с которой у меня забрали этот каравай, огорчение, что не принес его, забота ребят, бесстыдная Мишкина ложь — всё это вдруг начало медленно клубиться во мне, как клубится, делаясь всё темнее и страшнее, июльская грозовая туча. (38) Клубы росли, расширялись, застилали глаза и вдруг ударили снизу в мозг тёмной волной.
(39) Говорили мне потом, что я спокойно взял клюшку, которой мы крушили списанные тумбочки, чтобы сжечь их в печке и согреться, и двинулся к тумбочке с замком. (40) Я поднял клюшку и раз, и два, и вот уже обнажилось сокровенное нутро «амбара»: покатилась стеклянная банка со сливочным маслом, кусочками рассыпался белый-белый сахар, сверточки побольше и поменьше полетели в разные стороны, на дне под свертками показался хлеб.
— (41) Всё это съесть, а тумбочку сжечь в печке, — будто бы распорядился я, прежде чем лёг в постель. (42) Самому мне есть не хотелось, даже подташнивало. (43) Скоро я впал в забытьё, потому что болезнь вошла в полную силу.
(44) Мишка никому не пожаловался, но жить в нашей комнате больше не стал. (45) Его замок долго валялся около печки, как ненужный и бесполезный предмет. (46) Потом его унёс комендант общежития.
(По В. Солоухину)
Солоухин Владимир Алексеевич (1924-1997) — русский писатель и поэт, видный представитель «деревенской прозы». В наследии писателя особое место занимает автобиографическая проза, в которой автор осмысляет историю России XX века.
Какое утверждение НЕ СООТВЕТСТВУЕТ содержанию текста?
Рассказчик отправился домой, чтобы принести товарищам каравай хлеба.
Мишкин отец доставал продукты, используя своё положение начальника склада.
Товарищи рассказчика, несмотря на голод, пытались уговорить его не ходить в деревню за хлебом.
Вопрос A29 #819
Какое из перечисленных утверждений является ошибочным?
В предложениях 10-11 содержится повествование.
Предложения 37-38 включают описание состояния человека.
В предложениях 39-40 представлено рассуждение.
Вопрос A30 #820
В каком предложении употреблены антонимы?
20
40
4
Вопрос B1 #821
Из предложений 28-31 выпишите слово, образованное приставочно-суффиксальным способом.
Вопрос B2 #822
Из предложений 44—46 выпишите предлоги.
Вопрос B3 #823
Из предложения 10 выпишите словосочетание со связью примыкание.
Вопрос B4 #824
Среди предложений 10—19 найдите простое односоставное определённо-личное предложение. Напишите номер этого предложения.
Вопрос B5 #825
Среди предложений 21-29 найдите все предложения с обособленным обстоятельством. Напишите номера этих предложений.
Вопрос B6 #826
Среди предложений 39-45 найдите сложное предложение с придаточными цели. Напишите номер этого сложного предложения.
Вопрос B7 #827
Среди предложений 32-38 найдите такое, которое связано с предыдущим с помощью однокоренных слов. Напишите номер этого предложения.
Вопрос B8 #828
В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка. Если вы не знаете, какая цифра из списка должна стоять на месте пропуска, пишите цифру 0. Последовательность цифр в том порядке, в котором они записаны вами в тексте рецензии на месте пропусков, запишите в поле ввода, начиная с первой клеточки. Цифры при перечислении отделяйте запятыми. Каждую запятую ставьте в отдельную клеточку. При записи ответов пробелы не используйте.
«Стремясь объяснить причины поступка персонажа, автор достоверно передаёт его состояние, используя синтаксическое средство выразительности —____(в предложениях 37, 38) и троп — ____ («как клубится, делаясь всё темнее и страшнее, июльская грозовая туча» в предложении 37, «тёмной волной» в предложении 38). ____(«жадюги», «хапуги» в предложении 28) и троп — ____ («бесстыдная Мишкина ложь» в предложении 37), использованные автором, обнаруживают отношение студентов к тем, кто, преследуя свою выгоду, способен совершить низкий поступок».
Список терминов:
1) анафора
2) сравнение
3) диалектизмы
4) фразеологизмы
5) парцелляция
6) эмоционально-оценочные слова
7) ряды однородных членов
8) литота
9) эпитет