ЕГЭ Русский язык 2013 Вариант 10
Вопрос A1 #784
осведомИшься
аэропортЫ
надОлго
Вопрос A2 #785
На сайте ПРЕДСТАВЛЕН список самых заметных событий предстоящих выходных, всё, что нельзя пропустить: самые интересные фильмы, выставки, концерты и спектакли.
Здесь формируется особая атмосфера общения молодых людей одной профессии, которые в скором времени возглавят ИНФОРМАЦИОННОЕ пространство в различных странах.
Глобальное потепление — это РЕАЛЬНОСТЬ? Что ждёт планету в ближайшем будущем?
Вопрос A3 #786
самый молодой
здоровые дёсны
постигнула истину
Вопрос A4 #787
Пользуясь орфоэпическими словарями,
многие ошибки в произношении слов будут устранены.
установлены варианты произношения одного и того же слова.
не возникают грубые ошибки при постановке ударения в словах.
Вопрос A5 #788
После изгнания врага за пределы нашей Родины люди восстанавливали разрушенные войной города.
В конце XIX — начале XX века появляются первые словари, толкующие не только заимствованные слова, но и исконную лексику русского языка.
По окончании юридического факультета Петербургского университета осенью 1880 года Врубель поступает в Академию художеств.
Вопрос A6 #789
Язык — это живая система, в которой постоянно появляются новые слова, а устаревающие отходят на периферию, употребляются всё реже, иногда отмирают.
Первоисточник любой легенды — удивительное, таинственное, которое отклоняется от общечеловеческой или бытовой нормы.
Большое количество слов, которые мы употребляем, являются словами, заимствованными из разных языков: английского, французского, немецкого.
Вопрос A7 #790
Какое из приведённых ниже предложений должно быть первым в этом тексте?
В современном мире меняется коммуникация, её условия, что в свою очередь влияет на язык.
Различные технологии представления, передачи и хранения информации, претерпевая изменения, применялись в процессе образования всегда.
Общаясь, действуя с помощью языка, каждый из коммуникативных партнёров осуществляет ту или иную речевую деятельность.
Вопрос A8 #779
Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно быть на месте пропуска в ШЕСТОМ предложении?
В настоящее время
Несмотря на это,
Даже
Вопрос A9 #780
Какое сочетание слов является грамматической основой в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста?
что ограничивало (предложение 2)
позволило расширить (предложение 3)
средства позволяют пользоваться (предложение 6)
Вопрос A10 #781
Укажите верную характеристику второго (2) предложения текста.
сложноподчинённое
простое с однородными членами
сложное с союзной сочинительной и подчинительной связью между частями
Вопрос A11 #782
Укажите предложение, в котором есть страдательное причастие прошедшего времени.
2
3
6
Вопрос A12 #783
Укажите значение слова СЕТЬ (СЕТЕЙ) (предложение 5).
связанные между собой однотипные устройства, выполняющие одну и ту же работу
объединение путей, каналов
подключение устройств для соединения источников электроэнергии
Вопрос A13 #778
Проникновение в язык иностра(1)ых слов, связа(2)ых с политикой и экономикой, вызва(3)о прежде всего переходом к рыночным отношениям и открытостью совреме(4)ого общества для международных контактов.
2
3
1,3,4
Вопрос A14 #777
интелл..ктуальный, экон..мический, нагром..здить
обл..котиться, землетр..сение, прик..саться
впеч..тление, зам..рать, бл..городный
Вопрос A15 #776
пр..окский, пр..неприятный, пр..образовать
вз..екать, сверх..зысканный, дез..нформация
об..яснение, неб..ющийся, об..ёмный
Вопрос A16 #775
встревож..шься, выпущ..нный
наде..шься, сдерж..нный
задерж..шься, слыш..мый
Вопрос A17 #774
А. широк..ватый
Б. воспит..вать
В. глянц..вый
Г. бесед..ватъ
А, Б, В
В, Г
А, Г
Вопрос A18 #773
Калисфен был ритор и софист, заменявший отсутствие нравственных убеждений и (не)достаток основательного знания звонкими фразами о добродетели и диалектическою ловкостью.
Существуют устойчивые выражения (не)имеющие соответствия в реальности, например: решетом воду носить.
Фразеологизмы, пословицы, поговорки, крылатые слова могут быть источником речевых ошибок, поэтому (не)обходима внимательность и аккуратность при употреблении этих средств в речи.
Вопрос A19 #771
Заимствованием может являться сам заимствованный элемент, (ПРИ)ЭТОМ надо иметь (В)ВИДУ, что чаще всего заимствуются слова, реже — морфемы и конструкции.
Синонимы позволяют говорящему или пишущему (ПО)РАЗНОМУ обозначить ситуацию, охарактеризовать одно и ТО(ЖЕ) лицо или предмет.
Выражения, представляющие собой краткие цитаты или восходящие к КАКОМУ(ЛИБО) литературному произведению, а ТАК(ЖЕ) изречения, принадлежащие известным людям, вошедшие в нашу речь, называются крылатыми словами.
Вопрос A20 #772
Школьники и студенты являются абсолютными лидерами по использованию СМС как средства общения () и русский язык телефонных посланий тоже подлежит описанию и изучению.
Сложносочинённое предложение, перед союзом И запятая не нужна.
Сложносочинённое предложение, перед союзом И нужна запятая.
Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.
Вопрос A21 #770
Акцией называют ценную бумагу (1) выпускаемую акционерным обществом (2) свидетельствующую об участии её владельца в капитале акционерного общества (3) и (4) дающую право (5) её владельцу на получение определённой части прибыли этого общества в виде дивиденда.
1,3
1,2,3,4
1,2,4,5
Вопрос A22 #769
Конечно (1) нередко читатель догадывается о содержании слова лишь по контексту, однако (2) неверное осмысление даже одного слова (3) может быть (4) причиной превратного понимания всей фразы.
1,2
2,3,4
1,3,4
Вопрос A23 #768
Чтение художественной и научной литературы систематическое обращение к словарям и справочникам углубление в профессиональную сферу или в сферу личностных интересов обогащают словарный запас.
Иноязычные слова должны быть понятны и доступны читателю или слушателю.
Творчество в языке должно сочетаться как с языковым вкусом и богатым словарным запасом так и со знанием языковой нормы.
Вопрос A24 #767
Активное обогащение словарного состава языка связано с необходимостью обозначить множество новых понятий в разных сферах жизни: политике, экономике, шоу-бизнесе, спорте, вычислительной технике.
Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.
Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание того, о чём говорится в первой части.
Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на время совершения того, о чём говорится во второй части.
Вопрос A25 #766
Среди заимствований выделяются слова (1) с помощью (2) которых (3) писатели и журналисты дают описание культуры и обычаев разных стран.
2
1,3
2,3
Вопрос A26 #764
В деревенском доме было тихо (1) и (2) если бы не слабый свет в окошке (3) можно было подумать (4) что там уже все спят.
2,3
1,3,4
1,2,3,4
Вопрос A27 #765
В каком из приведённых ниже предложений верно передана главная информация, содержащаяся в тексте?
Люди эпохи Возрождения были прекрасными, бесстрашными, умными, производили впечатление интеллектуальной значительности.
Художники эпохи Возрождения, создавая портреты известных деятелей того времени, хотели подчеркнуть идеальное в человеке, поэтому, даже изображая низменные черты, создавали впечатление значительности личности.
Портреты эпохи Возрождения реалистичны: художники старались точно передать характер реального человека, не приукрашивая его.
Вопрос A28 #763
(1) Каким образом Пирятинский раздобыл для своей школы такого педагога, как Титов, остаётся загадкой. (2) А теперь и не спросишь...
(3) Выло известно, что у него есть основная, помимо школы, работа — редактора. (4) Но, видимо, педагогика влекла. (5) И он взял себе один класс, чтобы провести в нём литературу от восьмого до десятого. (6) Я оказался именно в этом классе. (7) Судьба!
(8) Для знакомства Сан Саныч дал нам домашнее задание: описать самое памятное впечатление минувшего лета.
(9) То лето я провел на море, на Чёрном, в Кобулети под Батумом. (10) Кто о чём, а я решил рассказать о море.
(11) О лаврах Айвазовского в прозе мечтать, конечно, не приходилось, но, как выяснилось, вообще все трудности предусмотреть сложно. (12) Банальностей типа «море было большое», а тем более «море смеялось» мне удалось избежать, но всё-таки за сочинение я получил от Сан Саныча полновесный кол, то есть единицу, то есть — хуже некуда. (13) Была и разборчивая резолюция красным: «Сочинение интересно попыткой описать море, очень много ошибок».
(14) Воспроизводя на бумаге впечатления от морских красот, я умудрялся обходиться без запятых. (15) Некоторые, правда, стояли, но не на тех местах, где бы им следовало стоять.
(16) Лучше всех тогда написал Коля Ворох. (17) Его сочинение Сан Саныч даже зачитал вслух. (18) Сейчас Николай — известный в стране экономист, профессор в Высшей экономической школе. (19) А тихий Серёжа Дрофенко вообще о своих летних впечатлениях рассказал стихами. (20) Потом он тоже стал известен: возглавлял отдел поэзии в журнале «Юность».
(21) Однажды Сан Саныч появился перед нами с большой стопой книг. (22) Водрузил их на кафедре. (23) Там оказались «Хаджи Мурат», «Обрыв» Гончарова, Писарев, «Грибоедов и декабристы» Нечкиной и много другого, что не входило в список для обязательного школьного прочтения.
— (24) Сейчас каждый возьмёт по одной из этих книг, — сообщил Сан Саныч. — (25) Прочитаете — передадите дальше. (26) Будете обмениваться. (27) До конца года всем надо прочитать всё. (28) А весной получите по книге в подарок.
(29) Весной мне достались «Поэты пушкинской поры» — томик салатного цвета в твёрдом переплете. (30) Он и сейчас у меня.
(31) Ну а дальше отцу выделили квартиру в офицерском доме на Хорошёвке, и мы наконец смогли покинуть армейскую гостиницу на площади Коммуны. (32) Пришлось прощаться и с Марьиной рощей, и с её 607-й школой — не таскаться же через всю Москву! (33) Но ещё целый год потом я регулярно приезжал в старую школу на уроки Сан Саныча.
(34) Но почему позже — после школы, после университета — я так ни разу и не позвонил ему?
(35) 0дно время в десять вечера грозный голос из телевизора спрашивал: «Ваши дети дома?!»
(36) Никогда не спрашивают: «Вы позвонили своим старикам?»
(37) Надо было прожить не короткую жизнь, чтобы понять, как это важно. (38) Такой звонок, думается, очень важен не только для того, к кому обращён, но и для звонящего. (39) Упущенная возможность сделать твоему старику хотя бы малое добро потом навсегда поселится в тебе пульсирующей болью: будет то затихать, то возникать снова. (40) Понял это только сейчас, с очень большим опозданием...
(41) Доброе слово вослед Сан Санычу я всё-таки послал. (42) Как сумел.
(43) 0н выведен под своим подлинным именем — Александр Александрович Титов — в полнометражном художественном фильме «Лидер». (44) Там десятиклассник Боря Шестаков, перешедший в новую школу, убегает в старую — на уроки своего любимого учителя литературы.
(По Д. Орлову)
Даль Константинович Орлов (род. в 1935 г.) — киносценарист, заслуженный деятель искусств РСФСР.
После какого предложения текста должен находиться данный фрагмент?
Может быть, они вместе воевали... Александр Александрович, которого мы сразу стали называть Сан Санычем, был контужен под Сталинградом. С тех пор плохо слышал. Глухота у него получилась странная: в определённом регистре она вообще не давала о себе знать, но если собеседник форсировал голос, она сразу себя сказывала. Тогда он просил: «Говорите тише».
7
20
31
Вопрос A29 #762
Какое из перечисленных утверждений является ошибочным?
В предложениях 21-22 представлено повествование.
В предложении 29 содержится элемент описания.
Предложения 37-39 содержат повествование.
Вопрос A30 #761
В каком предложении употребляются контекстные антонимы?
32
34
39
Вопрос B1 #760
Укажите способ образования слова ОПОЗДАНИЕ (предложение 40).
Вопрос B2 #759
Из предложений 16-22 выпишите притяжательные местоимения.
Вопрос B3 #758
Укажите тип подчинительной связи в словосочетании ТО ЛЕТО (предложение 9).
Вопрос B4 #757
Среди предложений 24-33 найдите сложное, в состав которого входит односоставное неопределённо-личное. Напишите номер этого сложного предложения.
Вопрос B5 #755
Среди предложений 10-15 найдите предложение, осложнённое обособленным распространённым обстоятельством. Напишите номер этого предложения.
Вопрос B6 #756
Среди предложений 3-15 найдите сложное предложение, в состав которого входит придаточное определительное. Напишите номер этого сложного предложения.
Вопрос B7 #754
Среди предложений 8-13 найдите такое, которое связано с предыдущим с помощью указательного местоимения и лексического повтора. Напишите номер этого предложения.
Вопрос B8 #753
В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка. Если вы не знаете, какая цифра из списка должна стоять на месте пропуска, пишите цифру 0.
Последовательность цифр в том порядке, в котором они записаны вами в тексте рецензии на месте пропусков, запишите в поле ответа, начиная с первой клеточки. Цифры при перечислении отделяйте запятыми. Каждую запятую ставьте в отдельную клеточку. При записи ответов пробелы не используйте.
«Вспоминая о школьных годах, Даль Орлов рассказывает о своём учителе литературы образно, эмоционально. Достигается это с помощью разнообразных средств выразительности, среди которых — тропы:____(«упущенная возможность сделать твоему старику хотя бы малое добро, потом навсегда поселится в тебе пульсирующей болью» в предложении 39), ____ («полновесный кол» в предложении 12), лексическое средство выразительности — ____ («раздобыл» в предложении 1, «умудрялся» в предложении 14). Усиливает эффект от прочитанного приём — ____ (предложения 35-36). Этот приём подчёркивает наиболее важные мысли автора».
Список терминов:
1) анафора
2) метафора
3) книжные слова
4) профессиональная лексика
5) разговорная лексика
6) парцелляция
7) противопоставление
8) эпитет
9) вопросно-ответная форма