Каталог заданий ЕГЭ.
Результаты поиска - Русский язык.
Задания: B8

(1) Воспалённое состояние Поли, а главное, её сбивчивая, двусмысленная речь – всё подсказывало худшие догадки, много страшнее, чем даже плен Родиона или его смертельное ранение.

(2) – Да нет же, тут другое совсем, – содрогнулась Поля и, отвернувшись к стенке, вынула из-под подушки смятый, начитанный треугольничек.

(3) Впоследствии Варя стыдилась своих начальных предположений. (4) Хотя редкие транзитные эшелоны не задерживались в Москве, но вокзалы находились поблизости, и Родиону был известен Полин адрес. (5) Конечно, командование могло и не разрешить солдату отлучки из эшелона в Благовещенский тупичок, тогда почему же хоть открытки не черкнул своей-то, любимой-то, проездом в действующую армию?..

(6) Итак, это была его первая фронтовая весточка с более чем двухнедельным запозданием. (7) Во всяком случае, сейчас выяснится, с какими мыслями он отправлялся на войну. (8) Варя нетерпеливо развернула листок, весь проткнутый карандашом, – видно, писалось на колене. (9) Пришлось к лампе подойти, чтобы разобрать тусклые, полузаконченные строки.

(10) Варя сразу наткнулась на главное место.

(11) «Пожалуй, единственная причина, дорогая моя, почему молчал всё это время, – негде было пристроиться, – кратко, с неожиданной полнотой и прямолинейно, как на исповеди, писал Родион. (12) – Мы всё отступаем пока, день и ночь отступаем, занимаем более выгодные оборонительные рубежи, как говорится в сводках. (13) Я очень болел к тому же, да и теперь не совсем ещё оправился: хуже любой контузии моя болезнь. (14) Самое горькое – то, что сам я вполне здоров, весь целый, нет пока на мне ни единой царапины. (15) Сожги это письмо, тебе одной на всём свете могу я рассказать про это, – Варя перевернула страничку.

(16) Происшествие случилось в одной русской деревне, которую наша часть проходила в отступлении. (17) Я шёл последним в роте... а может, и во всей армии последним. (18) Перед нами на дороге встала местная девочка лет девяти, совсем ребёнок, видимо, на школьной скамье приученная любить Красную Армию... (19) Конечно, она не очень разбиралась в стратегической обстановке. (20) Она подбежала к нам с полевыми цветами, и, так случилось, они достались мне. (21) У неё были такие пытливые, вопросительные глаза – на солнце полуденное в тысячу раз легче глядеть, но я заставил себя взять букетик, потому что я не трус, матерью моей клянусь тебе, Поленька, что я не трус. (22) Зажмурился, а принял его у неё, покидаемой на милость врага... (23) С тех пор держу тот засохший веничек постоянно при себе, на теле моём, словно огонь за пазухой ношу, велю его в могилу положить на себя, если что случится. (24) Я-то думал, семь раз кровью обольюсь, прежде чем мужчиной стану, а вот как оно происходит, всухую… и это купель зрелости! – (25) Дальше две строчки попались вовсе неразборчивые. – (26) И не знаю, Поленька, хватит ли всей моей жизни тот подарок оплатить...»

(27) – Да, он очень вырос, твой Родион, ты права... – складывая письмо, сказала Варя, потому что при подобном строе мыслей вряд ли этот солдат оказался бы способен на какой-либо предосудительный поступок.

(28) Обнявшись, подружки слушали шелест дождя и редкие, затухающие гудки автомашин. (29) Темой беседы служили события истекшего дня: открывшаяся на центральной площади выставка трофейных самолётов, незасыпанная воронка на улице Весёлых, как они уже привыкли её называть в обиходе между собой, Гастелло, чей самозабвенный подвиг прогремел в те дни на всю страну.

(По Л. Леонову*)

*Леонид Максимович Леонов (1899–1994) – русский писатель, общественный деятель.


Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания А28–А30, В1–В7.
В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка. Если Вы не знаете, какая цифра из списка должна стоять на месте пропуска, пишите цифру 0.
Последовательность цифр в том порядке, в котором они записаны вами в тексте рецензии на месте пропусков, запишите в бланк ответов № 1 справа от номера задания B8, начиная с первой клеточки. Каждую цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами. Цифры при перечислении отделяйте запятыми. Каждую запятую ставьте в отдельную клеточку. При записи ответов пробелы не используются.«Фрагмент из романа Л. Леонова «Русский лес» подтверждает мысль о том, что даже о сложных философских проблемах можно говорить доступно. Достигается это с помощью тропов: _____ («купель зрелости» в предложении 24), _____ («пытливые, вопросительные глаза» в предложении 21), _____ («на солнце полуденное в тысячу раз легче глядеть» в предложении 21). Усиливает эффект от прочитанного _______ («отступаем» в предложении 12, «я не трус» в предложении 21). Этот приём фиксирует внимание читателя на главном, подчеркивает важнейшие мысли автора.Список терминов:
1) анафора
2) метафора
3) гипербола
4) профессиональная лексика
5) парцелляция
6) лексический повтор
7) противопоставление
8) эпитеты
9) контекстные синонимы
Подробнее Узнать ответ Комментировать

(1) Помогите мне. (2) Спасите меня. (3) Я не хочу умирать. (4) Маленький кусочек свинца в сердце, в голову — и всё? (5) И моё горячее тело уже не будет горячим?.. (б) Пусть будут страдания. (7) Кто сказал, что я боюсь страдать? (8) Это дома я многого боялся. (9) Дома. (10) А теперь я всё уже узнал, всё попробовал. (11) Разве не достаточно одному столько знать? (12) Я ведь пригожусь для жизни. (13) Помогите мне. (14) Ведь это даже смешно — убивать человека, который ни чего не успел совершить. (15) Я даже десятого класса не окончил. (16) Помогите мне. (17) Я не о любви говорю. (18) Чёрт с ней, с любовью. (19) Я согласен не любить. (20) С меня хватит, если на то пошло. (21) У меня мама есть. (22) Что будет с ней?.. (23) А вы знаете, как сладко, когда мама гладит по голове? (24) Я ещё не успел от этого отвыкнуть. (25) Я ещё нигде толком не побывал. (26) Я, например, не был ещё на Валдае. (27) Мне ведь нужно посмотреть, что это за Валдай? (28) Нужно? (29) Кто-то ведь написал: «И колокольчик — дар Валдая...» (30) А я даже таких строчек написать не смогу. (31) Помогите мне. (32) Я всё пройду. (33) До самого конца. (34) Я буду стрелять по фашистам, как снайпер, буду единоборствовать с танками, буду голодать, не спать, мучиться...

(35) Кому я говорю всё это? (36) У кого прошу помощи? (37) Может быть, вот у них, у этих брёвен, которыми укреплён блиндаж? (38) 0ни и сами не рады, что здесь торчат. (39) Они ведь соснами шумели так недавно... (40) А когда мы уезжали на фронт, помнишь нашу теплушку? (41) Мы стояли у раскрытых дверей и пели какую-то торжественную песню. (42) И у нас были гордо подняты головы. (43) Эшелон стоял на запасных путях. (44) Где? (45) На Курском вокзале. (46) По домам нас не пустили. (47) Я только успел позвонить домой. (48) Наших никого не было. (49) Только старуха соседка Ирина Макаровна. (50) Сколько она мне крови попортила! (51) Она спросила меня, где стоит эшелон.

— (52) Жалко, — лицемерно сказала она, — не сможет мама повидаться-то с тобой.

(53) И я повесил трубку и вернулся к своим. (54) А через час появилась у вагона Ирина Макаровна и сунула мне сверток. (55) А потом, когда мы пели, она стояла в маленькой толпе случайных женщин. (56) Кто она мне? (57) Прощай, Ирина Макаровна. (58) Прости меня, разве я знал? (59) Я никогда не смогу понять это... (60) В свёртке были сухари и четвертинка подсолнечного масла. (61) И я поклялся сохранить один сухарь как реликвию... (62) Съел.

(63) А чего же я прошу? (64) А разве не сам я, когда прилетела «рама» и все полезли по щелям, стоял на виду?

— (65) Лезь скорей! — кричали мне.

(66) А я не прятался. (67) Ходил один и посмеивался вслух. (68) Если бы они знали, что у меня внутри делается! (69) Пусть никто не знает, что мне страшно. (70) Но себе-то самому я могу сказать правду? (71) Вот я и говорю. (72) Я не Петька Любимов. (73) Мой сосед по квартире. (74) Когда началась война, он по вечерам выходил на кухню и говорил:

— (75) Немцы, паскуды, прут... (76) Надо всем вставать на защиту. (77) Вот у меня рука подживёт — пойду добровольцем.

— (78) Тебя и так призовут, Петенька, — говорили ему.

— (79) Так — не штука. (80) Так всякий пойдёт. (81) А когда Родина в опасности, нужно не ждать. (82) Самому идти.

(83) И спрашивает меня:

— А ты Родину-то любишь?

— (84) Люблю, — говорил я. — (85) Этому меня ещё в первом классе научили.

(86) А однажды я встретил его в военкомате. (87) Это когда я повестки разносил. (88) Он меня не видел. (89) Разговаривал с капитаном каким-то.

— (90) Товарищ капитан, — сказал он, — вот я освобождение принёс.

— (91) Какое освобождение?

— (92) Броня. (93) Как специалист броню получил.

— (94) Ну зайдите вон туда и оформляйте,— сказал капитан.

(95) Броня так броня. (96) Вот так Петька. (97) Какой же он специалист незаменимый, когда он часовщиком на Арбате в мастерской работал! (98) И пошёл Петька оформляться. (99) Прошёл мимо меня. (100) Остановился. (101) Покраснел.

— (102) Видал? — спросил меня. — (103) Вот так-то, умирать кому охота?

(104) Наверно, он и сейчас по брони живёт.

(По Б. Окуджаве)

Булат Шалвович Окуджава (1924-1997) — поэт, композитор, литератор, прозаик и сценарист. Автор около двухсот песен, один из наиболее ярких представителей жанра авторской песни.


В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка. Если вы не знаете, какая цифра из списка должна стоять на месте пропуска, пишите цифру 0. Цифры при перечислении отделяйте запятыми. Каждую запятую ставьте в отдельную клеточку. При записи ответов пробелы не используйте.

«Персонаж-рассказчик говорит о себе предельно честно, не скрывая своих слабостей. Его речь эмоциональна. В тексте это достигается с помощью разнообразных средств выразительности, среди которых приёмы:____ («Я ещё...» в предложениях 24-25), ____ (предложения 32-33) и синтаксическое средство выразительности - ____ (предложения 23, 35, 36). Внутреннее состояние персонажа помогает понять приём — (предложения 65-66; 69-70). Этот приём подчёркивает важнейшие черты характера героя-рассказчика ».

Список терминов:
1) анафора
2) метафора
3) цитирование
4) вопросительные предложения
5) риторическое обращение
6) парцелляция
7) противопоставление
8) эпитет
9) литота

Подробнее Узнать ответ Комментировать

(1) Каким образом Пирятинский раздобыл для своей школы такого педагога, как Титов, остаётся загадкой. (2) А теперь и не спросишь...

(3) Выло известно, что у него есть основная, помимо школы, работа — редактора. (4) Но, видимо, педагогика влекла. (5) И он взял себе один класс, чтобы провести в нём литературу от восьмого до десятого. (6) Я оказался именно в этом классе. (7) Судьба!

(8) Для знакомства Сан Саныч дал нам домашнее задание: описать самое памятное впечатление минувшего лета.

(9) То лето я провел на море, на Чёрном, в Кобулети под Батумом. (10) Кто о чём, а я решил рассказать о море.

(11) О лаврах Айвазовского в прозе мечтать, конечно, не приходилось, но, как выяснилось, вообще все трудности предусмотреть сложно. (12) Банальностей типа «море было большое», а тем более «море смеялось» мне удалось избежать, но всё-таки за сочинение я получил от Сан Саныча полновесный кол, то есть единицу, то есть — хуже некуда. (13) Была и разборчивая резолюция красным: «Сочинение интересно попыткой описать море, очень много ошибок».

(14) Воспроизводя на бумаге впечатления от морских красот, я умудрялся обходиться без запятых. (15) Некоторые, правда, стояли, но не на тех местах, где бы им следовало стоять.

(16) Лучше всех тогда написал Коля Ворох. (17) Его сочинение Сан Саныч даже зачитал вслух. (18) Сейчас Николай — известный в стране экономист, профессор в Высшей экономической школе. (19) А тихий Серёжа Дрофенко вообще о своих летних впечатлениях рассказал стихами. (20) Потом он тоже стал известен: возглавлял отдел поэзии в журнале «Юность».

(21) Однажды Сан Саныч появился перед нами с большой стопой книг. (22) Водрузил их на кафедре. (23) Там оказались «Хаджи Мурат», «Обрыв» Гончарова, Писарев, «Грибоедов и декабристы» Нечкиной и много другого, что не входило в список для обязательного школьного прочтения.

— (24) Сейчас каждый возьмёт по одной из этих книг, — сообщил Сан Саныч. — (25) Прочитаете — передадите дальше. (26) Будете обмениваться. (27) До конца года всем надо прочитать всё. (28) А весной получите по книге в подарок.

(29) Весной мне достались «Поэты пушкинской поры» — томик салатного цвета в твёрдом переплете. (30) Он и сейчас у меня.

(31) Ну а дальше отцу выделили квартиру в офицерском доме на Хорошёвке, и мы наконец смогли покинуть армейскую гостиницу на площади Коммуны. (32) Пришлось прощаться и с Марьиной рощей, и с её 607-й школой — не таскаться же через всю Москву! (33) Но ещё целый год потом я регулярно приезжал в старую школу на уроки Сан Саныча.

(34) Но почему позже — после школы, после университета — я так ни разу и не позвонил ему?

(35) 0дно время в десять вечера грозный голос из телевизора спрашивал: «Ваши дети дома?!»

(36) Никогда не спрашивают: «Вы позвонили своим старикам?»

(37) Надо было прожить не короткую жизнь, чтобы понять, как это важно. (38) Такой звонок, думается, очень важен не только для того, к кому обращён, но и для звонящего. (39) Упущенная возможность сделать твоему старику хотя бы малое добро потом навсегда поселится в тебе пульсирующей болью: будет то затихать, то возникать снова. (40) Понял это только сейчас, с очень большим опозданием...

(41) Доброе слово вослед Сан Санычу я всё-таки послал. (42) Как сумел.

(43) 0н выведен под своим подлинным именем — Александр Александрович Титов — в полнометражном художественном фильме «Лидер». (44) Там десятиклассник Боря Шестаков, перешедший в новую школу, убегает в старую — на уроки своего любимого учителя литературы.

(По Д. Орлову)

Даль Константинович Орлов (род. в 1935 г.) — киносценарист, заслуженный деятель искусств РСФСР.


В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка. Если вы не знаете, какая цифра из списка должна стоять на месте пропуска, пишите цифру 0.
Последовательность цифр в том порядке, в котором они записаны вами в тексте рецензии на месте пропусков, запишите в поле ответа, начиная с первой клеточки. Цифры при перечислении отделяйте запятыми. Каждую запятую ставьте в отдельную клеточку. При записи ответов пробелы не используйте.

«Вспоминая о школьных годах, Даль Орлов рассказывает о своём учителе литературы образно, эмоционально. Достигается это с помощью разнообразных средств выразительности, среди которых — тропы:____(«упущенная возможность сделать твоему старику хотя бы малое добро, потом навсегда поселится в тебе пульсирующей болью» в предложении 39), ____ («полновесный кол» в предложении 12), лексическое средство выразительности — ____ («раздобыл» в предложении 1, «умудрялся» в предложении 14). Усиливает эффект от прочитанного приём — ____ (предложения 35-36). Этот приём подчёркивает наиболее важные мысли автора».

Список терминов:
1) анафора
2) метафора
3) книжные слова
4) профессиональная лексика
5) разговорная лексика
6) парцелляция
7) противопоставление
8) эпитет
9) вопросно-ответная форма

Подробнее Узнать ответ Комментировать

(1) Пьесы Чехова не обнаруживают сразу своей поэтической значительности. (2) Прочтя их, говоришь себе: «Хорошо, но... ничего особенного, ничего ошеломляющего. (3) Всё как надо. (4) 3накомо... правдиво... не ново».

(5) Нередко первое знакомство с его произведениями разочаровывает. (б) Кажется, что нечего рассказывать о них по прочтении. (7) Фабула, сюжет?.. (8) Их можно изложить в двух словах. (9) Роли? (10) Много хороших, но нет выигрышных, за которыми погонится актер на амплуа хороших ролей (есть и такой) . (11) Большинство из них маленькие роли, «без ниточки» (т.е. в один лист, не требующий ниток для сшивания) . (12) Вспоминаются отдельные слова пьесы, сцены.

(13) Но странно: чем больше даёшь волю памяти, тем больше хочется думать о пьесе. (14) Одни места её заставляют, по внутренней связи, вспоминать о других, ещё лучших местах и наконец о всём произведении. (15) Ещё и ещё перечитываешь его — и чувствуешь внутри глубокие залежи.

(16) Мне пришлось играть в пьесах Чехова одну роль по несколько сот раз, но я не помню спектакля, во время которого не вскрылись бы в моей душе новые ощущения, а в самом произведении — новые глубины или тонкости, которые не были мною раньше замечены.

(17) Чехов — неисчерпаем, потому что, несмотря на обыденщину, которую он будто бы всегда изображает, он говорит всегда, в своём основном духовном лейтмотиве, не о случайном, не о частном, а о Человеческом с большой буквы. (18) Вот почему и мечта его о будущей жизни на земле — не маленькая, не мещанская, не узкая, а напротив — широкая, большая, идеальная, которая, вероятно, так и останется несбыточной, к которой надо стремиться, но осуществления которой нельзя достигнуть.

(19) Чеховские мечты о будущей жизни говорят о высокой культуре духа, о Мировой Душе, о том Человеке, которому нужны не «три аршина земли», а весь земной шар, о новой прекрасной жизни, для создания которой нам надо ещё двести, триста, тысячу лет работать, трудиться, страдать. (20) Всё это из области вечного, к которому нельзя относиться без волнения.

(К.С. Станиславский)


Прочитайте фрагменты рецензии, в которых анализируются языковые особенности текста. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка. Затем запишите цифры в той же последовательности

...Станиславский говорит о Чехове с глубоким волнением и убеждённостью. Это особенно заметно в трёх последних абзацах, насыщенных экспрессивными синтаксическими конструкциями (в предложениях 17, 18, 19 — ____, в предложениях 16, 18, 19, 20 — ____), стилистическими фигурами (например, ____ в предложении 19). Особая, взволнованная интонация передаётся с помощью такого средства, как ____ (например, в предложениях 17,18).

Список терминов:
1) частицы
2) градация
3) риторические вопросы
4) вставные конструкции
5) анафора
6) сравнительные обороты
7) противопоставленные однородные члены
8) экспрессивный синтаксический повтор (однотипные придаточные)
9) авторские знаки препинания

Подробнее Узнать ответ Комментировать
(1)«Сон мне снится, вот те на!..» (2)Кто из нас не помнит слова этой знаменитой песни Владимира Высоцкого?
(3)Впрочем, если уж вспоминать, то на «сонную» тему память наверняка подскажет нам немало известных строк и поэтов, и философов, и учёных, напомнит об удивительных и реальных историях, связанных со снами и сновидениями...
(4)Одна из таких необычных историй, к примеру, случилась с человеком, жизнь которого была посвящена точным цифрам и расчётам, весьма далёкому от всяческой рефлексии и мистики, — известным авиаконструктором Игорем Сикорским. (5)В детстве, в 1900 году, он увидел и хорошо запомнил странный сон: будто идёт он по узкому коридору, освещённому голубоватым светом, на стенах которого расположены иллюминаторы. (6)Пол под ногами слегка подрагивает от быстрого движения. (7)Но мальчик отчётливо понимает — это не поезд и не корабль — он... в воздухе, на каком-то необычном воздушном судне! (8)По прошествии многих лет, уже став знаменитым изобретателем самолётов и вертолётов, Сикорский, находясь в очередном испытательном полёте, в один из моментов внезапно с пронзительной ясностью увидел и осознал, что он переживает «тот самый» момент из своего детского сна! (9)Тот же голубоватый свет, коридор, иллюминаторы...
(10)Что это было? (11)Кто и зачем послал эту «картинку» Сикор-скому в детстве из взрослой жизни и в зрелой из детства?
(12)Несмотря на потрясающие достижения современной науки, сны человека до сих пор — неразгаданная загадка...
(13)Одним из выдающихся исследователей сновидений был Зигмунд Фрейд. (14)Великий австриец обращал особое внимание на сложные, запутанные, бессвязные сны. (15)Эти сны, их метафоры и символы, этот «внутренний театр», по его мнению, скрывают и содержат нечто очень важное для людей...
(16)3аслуга Фрейда в области научных изысканий и открытий в таком явлении, как человеческий сон, замечательна и значительна именно в наши дни, «наполненные» несметным количеством всевозможных доморощенных толкователей и чародеев, зазывающих публику с экранов телевизоров и страниц жёлтой прессы, всех этих «потомственных колдунов» и «матушек». (17)Ибо действительно фундаментально, по-научному подходит к этой тайне человечества, а потому подтверждает, сколь сложен человек, а также его внутренний мир...
(По Г. Рогову )

Приводя пример вещих снов, Г. Рогов использует такой троп, как __________(например, пронзительной ясностью в предложении 8).
Демонстрируя читателю, что тайны снов и сновидений ещё далеки от разгадки, автор прибегает к использованию таких синтаксических средств, как _ (предложения 10-11) и __________ (предложения 7-8). А такое синтаксическое средство, как __________ (предложения 4-5, 7-9), придаёт речи автора эмоциональность.Список терминов:
1) ряды однородных членов
2) неполные предложения
3) сравнительный оборот
4) восклицательные предложения
5) разговорная лексика
6) вопросительные предложения
7) эпитет
8) диалектизмы
9) метафора
Подробнее Узнать ответ Комментировать

(1) Шла война, на которую мы, шестнадцатилетние мальчишки, пока ещё не попали. (2) Время было голодное. (3) По студенческим карточкам нам давали всего по четыреста граммов хлеба.

(4) А между тем даже сливочное масло, окорок, яйца, сметана существовали в нашей комнате в общежитии — в тумбочке Мишки Елисеева, отец которого работал на складе и каждое воскресенье приходил к сыну и приносил свежую обильную еду.

(5) На Мишкиной тумбочке висел замок. (6) Мы даже не подходили к ней: неприкосновенность чужого замка вырабатывалась у человека веками и была священна во все времена, исключая социальные катаклизмы — стихийные бунты или закономерные революции.

(7) Как-то зимой у нас получилось два выходных дня, и я решил, что пойду к себе в деревню и принесу каравай чёрного хлеба. (8) Ребята меня отговаривали: далеко — сорок пять километров, на улице стужа и возможна метель. (9) Но я поставил себе задачу принести ребятам хлеб.

(10) Утром, несмотря на разыгравшуюся метель, я добрался до родительского дома. (11) Переночевав и положив драгоценный каравай в заплечный мешок, я отправился обратно к своим друзьям в студёном, голодном общежитии.

(12) Должно быть, я простудился, и теперь начиналась болезнь. (13) Меня охватила невероятная слабость, и, пройдя по стуже двадцать пять километров, я поднял руку проходящему грузовику.

— (14) Спирт, табак, сало есть? — грозно спросил шофёр. — (15) Э, да что с тобой разговаривать!

— (16) Дяденька, не уезжайте! (17) У меня хлеб есть.

(18) Я достал из мешка большой, тяжёлый каравай в надежде, что шофёр отрежет часть и за это довезёт до Владимира. (19) Но весь каравай исчез в кабине грузовика. (20) Видимо, болезнь крепко захватила меня, если даже само исчезновение каравая, ради которого я перенес такие муки, было мне уже безразлично.

(21) Придя в общежитие, я разделся, залез в ледяное нутро постели и попросил друзей, чтобы они принесли кипятку.

— (22) А кипяток-то с чем?.. (23) Ты из дома-то неужели совсем ничего не принёс?

(24) Я рассказал им, как было дело.

— (25) А не был ли похож тот шофёр на нашего Мишку Елисеева? — спросил Володька Пономарев.

— (26) Был, — удивился я, вспоминая круглую красную харю шофёра с маленькими серыми глазками. — (27) А ты как узнал?

— (28) Да все хапуги и жадюги должны же быть похожи друг на друга!

(29) Тут в комнате появился Мишка, и ребята, не выдержав, впервые обратились к нему с просьбой.

— (30) Видишь, захворал человек. (31) Дал бы ему хоть чего-нибудь поесть.

(32) Никто не ждал, что Мишку взорвёт таким образом: он вдруг начал орать, наступая то на одного, то на другого.

— (33) Ишь, какие ловкие — в чужую суму-то глядеть! (34) Нет у меня ничего в тумбочке, можете проверить. (35) Разрешается.

(36) При этом он успел метнуть хитрый взгляд на свой тяжёлый замок.

(37) Навалившаяся болезнь, страшная усталость, сердоболие, вложенное матерью в единственный каравай хлеба, бесцеремонность, с которой у меня забрали этот каравай, огорчение, что не принес его, забота ребят, бесстыдная Мишкина ложь — всё это вдруг начало медленно клубиться во мне, как клубится, делаясь всё темнее и страшнее, июльская грозовая туча. (38) Клубы росли, расширялись, застилали глаза и вдруг ударили снизу в мозг тёмной волной.

(39) Говорили мне потом, что я спокойно взял клюшку, которой мы крушили списанные тумбочки, чтобы сжечь их в печке и согреться, и двинулся к тумбочке с замком. (40) Я поднял клюшку и раз, и два, и вот уже обнажилось сокровенное нутро «амбара»: покатилась стеклянная банка со сливочным маслом, кусочками рассыпался белый-белый сахар, сверточки побольше и поменьше полетели в разные стороны, на дне под свертками показался хлеб.

— (41) Всё это съесть, а тумбочку сжечь в печке, — будто бы распорядился я, прежде чем лёг в постель. (42) Самому мне есть не хотелось, даже подташнивало. (43) Скоро я впал в забытьё, потому что болезнь вошла в полную силу.

(44) Мишка никому не пожаловался, но жить в нашей комнате больше не стал. (45) Его замок долго валялся около печки, как ненужный и бесполезный предмет. (46) Потом его унёс комендант общежития.

(По В. Солоухину)

Солоухин Владимир Алексеевич (1924-1997) — русский писатель и поэт, видный представитель «деревенской прозы». В наследии писателя особое место занимает автобиографическая проза, в которой автор осмысляет историю России XX века.


В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка. Если вы не знаете, какая цифра из списка должна стоять на месте пропуска, пишите цифру 0. Последовательность цифр в том порядке, в котором они записаны вами в тексте рецензии на месте пропусков, запишите в поле ввода, начиная с первой клеточки. Цифры при перечислении отделяйте запятыми. Каждую запятую ставьте в отдельную клеточку. При записи ответов пробелы не используйте.

«Стремясь объяснить причины поступка персонажа, автор достоверно передаёт его состояние, используя синтаксическое средство выразительности —____(в предложениях 37, 38) и троп — ____ («как клубится, делаясь всё темнее и страшнее, июльская грозовая туча» в предложении 37, «тёмной волной» в предложении 38). ____(«жадюги», «хапуги» в предложении 28) и троп — ____ («бесстыдная Мишкина ложь» в предложении 37), использованные автором, обнаруживают отношение студентов к тем, кто, преследуя свою выгоду, способен совершить низкий поступок».

Список терминов:
1) анафора
2) сравнение
3) диалектизмы
4) фразеологизмы
5) парцелляция
6) эмоционально-оценочные слова
7) ряды однородных членов
8) литота
9) эпитет

Подробнее Узнать ответ Комментировать

(1) Чего же ты, Боже, мне крыльев не дал,
Я б Землю покинул и в небо взлетал...

(Тарас Шевченко)

(2) Одной из загадок в истории существования всего живого на Земле является появление крылатых насекомых. (3) В летописи окаменелостей они начинают фигурировать примерно 300 миллионов лет назад (в отличие от обычных насекомых — 435-410 миллионов) . (4) Убелённые сединами приверженцы эволюционной теории не без затруднения и не очень складно объясняют процесс развития крыльев у насекомых, их волшебные летательные возможности. (5) К чему это я?

(6) А к тому, что человек издавна устремлял свой тоскующий взгляд на всё, что могло легко и запросто летать, кружить и порхать над его головой. (7) Оттого-то с древних времён он строил, склеивал, сколачивал и собирал немыслимые конструкции и приспособления для собственного воспарения.

 (8) И в самом деле, следя за невероятными кульбитами ласточек и стрижей над речной волной, наблюдая за фантастическими пируэтами гоняющихся за мошкарой стрекоз или, скажем, ловко вальсирующей меж цветками куста шиповника пчелы, мы, признаемся, нередко с восхищением вопрошаем: неужели такое возможно? (9) Какое же это чудо! (10) Вот бы и нам, людям, так! (11) Однако ж, увы... а ведь считается, что человек — вершина эволюции! (12) Ну, или Божьего замысла...

(13) Нет, конечно, человечество научилось летать на монгольфьерах, самолётах, вертолётах и ракетах, но этого ему, очевидно, мало. (14) Человеку хочется именно ЛЕТАТЬ так, как это делают птицы, мотыльки, жуки, стрекозы! (15) Но подвластно ли сие «рождённому ползать»?

(16) Одним из первых, кто в этом смысле бросил вызов и природе, и высшему разуму, был великий Леонардо да Винчи. (17) Его несколько блестящих проектов «орнитоптеров» и других летательных машин, в том числе и вертолёта, и парашюта, опередили его время и, безусловно, дали благотворный импульс для развития авиации, а также летательных возможностей человека.

(18) Впрочем, Леонардо не был бы великим, если бы всё-таки не понял тщету своих усилий в разработке подвижного крыла, работающего только лишь при помощи человеческой мускулатуры.

(19) Так что вернуться к махолётам неугомонные мечтатели и безумцы смогли лишь в двадцатом веке, когда появились сравнительно компактные энергетические и силовые установки. (20) Между тем о перемещениях человека в воздушном пространстве без помощи сложных устройств разговоры идут давно, например, о левитации — перемещении человека во времени и пространстве.(21) К месту здесь будет вспомнить и танцы мистиков — дервишей, умеющих во время своих невероятных кружений взлетать к божественному миру и Богу, а затем возвращаться на землю.

(22) Так сможет ли человек, уповая даже на самые современные достижения науки, техники и прогресса, летать, как птица или насекомое? (23) Вопрос сложный...

(24) А может быть, он, человек, не там ищет? (25) Прислушаемся к любопытным замечаниям некоторых учёных и исследователей, которые резюмируют, что эволюция крылатых насекомых есть тайна, не имеющая объяснения. (26) Что их появление было внезапно и что самые древние экземпляры имеют ту же структуру, что и их родственники, живущие в XXI веке. (27) Что летопись окаменелостей указывает на то, что их сложное эволюционное продвижение (если оно было) произошло так быстро, что данный факт противоречит собственно эволюционной теории... (28) Что всё было однажды сделано полностью функциональным с самого начала. (29) Что, наконец, «все свидетельства указывают на РАЗУМНЫЙ дизайн полёта насекомых — его форму, функцию и создание».

(30) Так полетим мы, как ОНИ? (31) Думаю, полетим. (32) С одним условием: ежели это будет угодно самим НЕБЕСАМ...

(По Г. Рогову)


«Торжественно-ироничный стиль текста ощущается благодаря использованию такого тропа, как _______ (например, тоскующий взгляд в предложении 6, неугомонные мечтатели и безумцы в предложении 19), и такого лексического средства, как _______(например, вопрошаем в предложении 8, сие в предложении 15, ежели в предложении 32). В то же время ореол загадочности поднимаемой автором проблемы, имеющей для него важный смысл, выражается в использовании такого приёма, как _____ (предложения 11-12, 25-29, 31-32). Текст заряжен интонационной экспрессией, что проявляется в мастерском использовании такого синтаксического средства, как ________ (предложения 9-11, 14)».
Список терминов:
1) ряды однородных членов
2) неполные предложения
3) парцелляция
4) восклицательные предложения
5) устаревшие слова
6) риторические вопросы
7) эпитеты
8) диалектизмы
9) метафора
Подробнее Узнать ответ Комментировать

(1) В детстве я плакал много. (2) В отрочестве — меньше. (3) В юности — дважды. (4) Первый раз это было перед самой войной, вечером. (5) Я сказал девочке, которую любил, сказал с деланым равнодушием:

— Ну что ж, раз так, значит, конец...

— (6) Ну что ж, значит, конец, — неожиданно спокойно согласилась она и быстро пошла прочь. (7) И тогда я заплакал — ведь она уходила. (8) И утирал слезы ладонью.

(9) Второй раз я плачу сейчас здесь, в моздокской степи. (10) Я несу командиру полка очень ответственный пакет. (П) Песчаные холмы похожи один на другой. (12) Ночь. (13) А я второй день на передовой. (14) А за невыполнение задания — расстрел. (15) А мне восемнадцать лет.

(16) Приставят меня к стенке. (17) Впрочем, какие здесь стены.

(18) И я утираю слезы. (19) «Ваш сын оказался трусом и...» (20) Так будет начинаться извещение... (21) Ну почему это именно меня послали с пакетом? (22) Вот Коля Гринченко — такой сильный, ловкий парень. (23) 0н бы уже давно добрался. (24) Сидел бы сейчас в тёплой землянке штаба полка. (25) Пил бы чай из кружки. (26) Подмигивал бы связисткам и улыбался красивым ртом.

(27) А вдруг сейчас ухнет мина? (28) Отыщут меня утром. (29) Командир полка скажет командиру батареи:

— Что же это вы, лейтенант Бураков, неопытного солдата послали? (30) Не дали осмотреться человеку, привыкнуть. (31) Вот из-за вашего равнодушия погиб хороший человек.

(32) «Ваш сын пал смертью храбрых при выполнении ответственного оперативного задания...» (33) Так будет начинаться извещение...

— (34) Эй, куда идёшь?

(35) Это мне кричат. (36) Я вижу там окопчик, и из него мне рукой машут. (37) Мало ли куда я иду?

— (38) Стой! — кричат за спиною.

(39) Останавливаюсь. (40) Подхожу. (41) Кто-то с силой втягивает меня в окопчик за рукав.

(42) Куда шёл? — зло спрашивают.

(43) Я объясняю.

(44) А ты знаешь, что там немцы? (45) Ещё бы сто метров...

(46) Мне объясняют. (47) Это наш передовой дозор, оказывается. (48) Потом меня долго ведут в землянку. (49) Командир полка читает донесение и посматривает на меня. (50) И я чувствую себя тщедушным и маленьким. (51) Я смотрю на свои не очень античные ноги, тоненькие, в обмотках. (52) И на здоровенные солдатские ботинки. (53) Всё это, должно быть, очень смешно. (54) Но никто не смеётся.

— (55) Идите на батарею, — зло говорит командир полка, — и скажите вашему командиру, чтобы он таких донесений больше не посылал.

(56) Он делает ударение на слове «таких».

— (57) Хорошо, — говорю я. (58) И слышу тихий смех красивой связистки. (59) Она смотрит на меня и смеётся.

— (60) Вы давно в армии? — спрашивает полковник.

— (61) Месяц.

— (62) В армии нужно отвечать не «хорошо», а «есть»... и потом, это... носки вместе, пятки врозь...

— (63) Я знаю, — говорю я. (64) И выхожу. (65) Почти бегу.

(66) Опять степь. (67) Идёт снег. (68) И тишина. (69) Как-то даже не верится, что это фронт, передовая, что рядом опасность. (70) Теперь-то уж я не собьюсь с пути.

(71) Представляю, как смешно я выглядел: расставленные ноги, и руки в карманах шинели, и пилотка, натянутая на уши. (72) А ботинки у меня здоровенные. (73) Это даже хорошо. (74) Увесистая мужская нога. (75) И снег хрустит. (76) Мне бы только шапку-ушанку, и я не выглядел бы таким жалким. (77) Вот сейчас приду, доложу. (78) Напьюсь горячего чаю. (79) Посплю. (80) Теперь я имею право.

(По Б. Окуджаве)

Булат Шалвович Окуджава (1924—1997) — поэт, композитор, литератор, прозаик и сценарист. Автор около двухсот песен, один из наиболее ярких представителей жанра авторской песни.


«Персонаж-рассказчик не скрывает своих мыслей и чувств. Его внутренний монолог - точная психологическая самохарактеристика героя, переданная им выразительно, эмоционально. Достигается это с помощью разнообразных средств выразительности, среди которых приёмы:_____(предложения 2-3),_____(предложения 13-15),_____(предложения 19, 32). Усиливает эффект от прочитанного такой приём, как______(предложения 51-52), подчёркивающий самоощущение персонажа-рассказчика».
Список терминов:
  1. анафора
  2. метафора
  3. противопоставление
  4. риторическое обращение
  5. синонимы
  6. парцелляция
  7. синтаксический параллелизм
  8. вопросно-ответная форма изложения
  9. цитирование
Подробнее Узнать ответ Комментировать
(1) Каждый человек обязан (я подчеркиваю — обязан!) заботиться о своём интеллектуальном развитии. (2) Это его обязанность перед государством, в котором он живёт, и перед самим собой. (3) Основной (но, разумеется, не единственный) способ интеллектуального развития — чтение.
(4) Чтение не должно быть случайным. (5) Это огромный расход времени, а время — величайшая ценность, которую нельзя тратить на пустяки. (б) Читать следует по программе, разумеется, отходя от неё там, где появляются дополнительные для читающего интересы. (7) Однако при отступлениях от первоначальной программы необходимо составить для себя новую, учитывающую возникшие интересы.
(8) Чтение, для того чтобы оно было эффективным, должно интересовать читающего. (9) Интерес к чтению вообще или по определённым отраслям культуры необходимо в себе развивать. (10) Интерес может быть в значительной мере результатом самовоспитания.
(11) Составлять для себя программы чтения не так уж просто, и это нужно делать, советуясь со знающими людьми, обращаясь к существующим справочным пособиям разного типа. (12) Опасность чтения — это развитие в себе (сознательное или бессознательное) склонности к «диагональному» просмотру текстов или к различного вида скоростным методам чтения.
(13) «Скоростное чтение», на мой взгляд, создаёт только видимость знаний. (14) Его можно допускать лишь в некоторых видах профессий, остерегаясь создания в себе привычки к скоростному чтению, которое ведёт к заболеванию внимания.
(15) 3амечали ли вы, какое большое впечатление производят те произведения литературы, которые читаются в спокойной, неторопливой и несуетливой обстановке, например на отдыхе или при какой-нибудь не очень сложной и не отвлекающей внимания болезни?
(16) Литература даёт нам колоссальный, обширнейший и глубочайший опыт. (17) Она делает человека интеллигентным, развивает в нём не только чувства, но и понимание — понимание жизни, всех её сложностей, служит проводником в другие эпохи и к другим народам, раскрывает перед вами сердца людей. (18) 0дним словом, делает вас мудрыми.
(19) Но всё это даётся только тогда, когда вы читаете, вникая во все мелочи. (20) Ибо самое главное часто кроется именно в мелочах. (21) А такое чтение возможно только тогда, когда вы читаете с удовольствием, не потому что то или иное произведение надо прочесть (по школьной ли программе или по указанию учителя) . (22) Если первый раз прочли произведение невнимательно — читайте ещё раз, в третий раз. (23) У человека должны быть любимые произведения, к которым он обращается неоднократно, которые знает в деталях, о которых может напомнить в подходящей обстановке окружающим и этим поднять настроение. (24) «Бескорыстному» чтению научил меня в школе мой учитель литературы. (25) Я учился в годы, когда учителя часто вынуждены были отсутствовать на уроках: то они рыли окопы под Ленинградом, то должны были помочь какой-либо фабрике, то просто болели. (26) Леонид Владимирович (так звали моего учителя литературы) часто приходил в класс, когда другой учитель отсутствовал, непринуждённо садился на учительский столик и, вынимая из портфеля книжки, предлагал нам что-нибудь почитать. (27) Мы знали уже, как он умел прочесть, как он умел объяснить прочитанное, посмеяться вместе с нами, восхититься чем-то, удивиться искусству писателя.
(28) Так мы прослушали многие места из «Войны и мира» Льва Николаевича Толстого, «Капитанской дочки» Александра Сергеевича Пушкина, несколько рассказов французского писателя Анри Рене Альбера Ги де Мопассана, былины. (29) Я до сих пор люблю то, что слушал тогда в детстве. (30) А дома отец и мать любили читать вечерами. (31) Читали для себя, а некоторые понравившиеся места читали и для нас. (32) Читали Николая Семеновича Лескова, Мамина-Сибиряка, исторические романы. (33) Всё, что нравилось им и что постепенно начинало нравиться и нам.
(34) «Незаинтересованное», но интересное чтение — вот что заставляет любить литературу и что расширяет кругозор человека. (35) Умейте читать не только для школьных ответов и не только потому, что ту или иную вещь читают сейчас все — она модная. (36) Умейте читать с интересом и не торопясь.
(37) Постарайтесь выбрать книгу по своему вкусу, отвлекитесь на время от всего на свете, сядьте с ней поудобнее, и вы поймете, что есть много книг, без которых нельзя жить, которые важнее и интереснее, чем многие передачи. (38) Я не говорю: перестаньте смотреть телевизор. (39) Но я говорю: смотрите с выбором. (40) Тратьте своё время на то, что достойно этой траты. (41) Читайте же больше и читайте с величайшим выбором. (42) 0пределите сами свой выбор, сообразуясь с тем, какую роль приобрела выбранная вами книга в истории человеческой культуры, чтобы стать классикой. (43) Это значит, что в ней что-то существенное есть. (44) А может быть, это существенное для культуры человечества окажется существенным и для вас?

(По Д.С.Лихачёву)


«Говоря о чтении, Д.С. Лихачёв даёт конкретные советы, к которым стоит прислушаться. Убеждающая, страстная интонация автора передаётся при помощи разнообразных средств выразительности, среди которых тропы:_____(«служит проводником в другие эпохи и к другим народам, раскрывает перед вами сердца людей» в предложе- нии 17), _____(«величайшая ценность» в предложении 5, «бескорыстному» чтению в предложении 24), приём:_____(«обязан» в предложении 1, «понимание» в предложении 17). Диалог с читателем создаётся при помощи такого синтаксического средства, как _______(предложение 44)».
Список терминов:
1) анафора
2) метафора
3) лексический повтор
4) вопросительное предложение
5) цитирование
6) парцелляция
7) противопоставление
8) эпитет
9) синтаксический параллелизм
Подробнее Узнать ответ Комментировать

(1 ) Свобода печати и появление Интернета — великие достижения нашей эпохи. (2 ) Но у шагов прогресса есть и свои теневые стороны. (3 ) Ныне такой стороной оказалось бурное развитие дилетантизма и падение престижа профессионализма.

(4 ) Телевидение охотно устраивает диспуты между профессионалами и дилетантами. (5 ) Это выглядит как благородная попытка найти истину. (6 ) Но в глазах большей части публики такой диспут выигрывает не тот, на чьей стороне логика, а тот, кто меньше стесняется говорить уверенным тоном что угодно. (7 ) А таковым, конечно, всегда окажется дилетант, а не учёный.

(8 ) Популярен тезис, что истины нет, а есть только разные мнения. (9 ) И следующий — что всякое мнение не менее ценно, чем любое другое.

(10 ) Идея равенства всех возможных мнений чрезвычайно льстит, в частности, многочисленным молодым людям, живущим в Интернете, это открывает им непосредственную возможность огласить своё мнение по любому вопросу. (11 ) В Интернете немыслимое множество всезнаек, которые смело и уверенно высказываются, — как правило, противоположно тому, что говорит традиционная наука.

(12 ) Особенно модны любительские измышления на тему истории слов и истории целых языков.

(13 ) Большинство лингвистов-любителей старается казаться исследователями, сказавшими новое слово в науке. (14 ) И, конечно, для них очень важно обесценить в глазах читателя профессиональную науку, изобразить её как скопище косных догм, совершенно ненужных свободно мыслящему читателю.

(15 ) Есть и такие, которые открыто заявляют, что их утверждения о языке основаны только на интуиции, на озарении...

(16 ) И почти всегда лингвисты-любители из своих первоначальных выкладок делают фантастические выводы об истории. (17 ) Более того, почти всегда это идеологически направленные выводы. (18 ) Скажем, если речь идёт о России, то изображается какое-то совершенно безграничное могущество российской нации в безумной древности.

(19 ) Приведу примерный ход рассуждения.

(20 ) Какое-нибудь английское net  («сеть» ) похоже на русское нет. (21 ) Правда, значения вроде никак сцепить невозможно. (22 ) Но это как раз замечательное свойство лингвиста-любителя: нет таких двух понятий, которые он не смог бы связать. (23 ) Например, так: «сеть — это то, где для рыбы выхода нет». (24 ) А вывод уже будет серьёзный: «А! значит, англичане взяли это слово у нас!». (25 ) Можно было бы, конечно, спросить, почему не наоборот, но это у любителей не принято. (26 ) Что все слова взяты из русского, говорится во всех их сочинениях примерно с таким вот обоснованием.

(27 ) Оговариваюсь, что подобное наблюдается у других народов (не буду называть, чтобы никого не обижать ) . (28 ) Точно так же пишется о безумной древности соответствующего этноса и «доказывается», что от него произошли все остальные народы мира.

(29 ) Чтение таких сочинений может даже оказаться занятным, но только твердо знайте: они из жанра фантастики, сколько бы ни уверял вас автор, что это научное исследование.

(30 ) Стоит ли такие измышления критиковать? (31 ) В научной среде довольно распространена позиция, что это обыкновенная детская болезнь, которая пройдёт сама по себе. (32 ) Увы, эта оптимистичная точка зрения не подтверждается практикой: за последние 10-20 лет круг такого рода сочинений необычайно расширился, и, что самое огорчительное, круг их поклонников тоже. (33 ) В печати мы уже встречаем, например, такую формулировку: «Истина достигается не точной наукой, а общественным согласием».

(34 ) К счастью, пока ещё кажется немыслимым, чтобы телевизионными диспутами и голосованием устанавливалось, что верно и что неверно. (35 ) Но нельзя гарантировать, что развитие тенденции не приведёт и к такому.

(По АЛ. Зализняку )

А.А. Зализняк — известный лингвист, исследователь в области русского и славянского языкознания. В 2007 году он стал лауреатом премии Александра Солженицына и Государственной премии России, награждён Большой золотой медалью Российской академии наук «за открытия в области древнерусского языка раннего периода и за доказательство аутентичности великого памятника русской литературы «Слово о полку Игореве»»/p>


Прочитайте фрагмент рецензии на данный текст. В этом фрагменте анализируются языковые особенности текста. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка.

«...Андрей Анатольевич Зализняк обращается не к коллегам-филологам, а к широкой публике, поэтому в его лекции почти нет терминов. Немногочисленные книжные слова и сочетания (таковым, благородная попытка, свободно мыслящему читателю) — одно из средств, с помощью которого выражается________, это же передаётся фразами
«кто меньше стесняется говорить уверенным тоном что угодно», «у любителей не принято», «это как раз замечательное свойство лингвиста-любителя». Кроме этого,
экспрессивность речи автора придаёт_________(всезнаек, измышления) и________ со значением высокой степени проявления свойства (безграничное могущество, немыслимое множество, безумной древности). Часто используются такие средства, как
_________(предложения 1-2, 5-6, 29, 31-32, 34-35) и_________(более того, скажем, правда), что помогает понять ход и логику рассуждения».

Список терминов:
1) метафора
2) эпитет
3) градация
4) оценочная лексика
5) архаизмы
6) ирония
7) противопоставление
8) сравнительные обороты
9) вводные конструкции

Подробнее Узнать ответ Комментировать

(1) Понятие «плохой» и «хорошей» поэзии принадлежит к наиболее личным, субъективным и, следовательно, вызывающим наибольшие споры категориям. (2) Не случайно ещё теоретики XVIII века ввели понятие «вкуса» — сложного сочетания знания, умения и интуиции, врождённой талантливости.

(3) Прежде всего необходимо подчеркнуть историческую ограниченность этих определений: то, что представляется «хорошим» с одних исторических позиций, в другую эпоху с другой точки зрения может показаться «плохим». (4) Молодой Тургенев — человек с тонко развитым поэтическим чувством — восхищался Бенедиктовым, Чернышевский считал Фета — одного из любимейших поэтов Л.Н. Толстого — образцом бессмыслицы, полагая, что по степени абсурдности с ним можно сопоставить только геометрию Лобачевского. (5) Случаи, когда поэзия с одной точки зрения представляется «хорошей», а с другой — «плохой», настолько многочисленны, что их следует считать не исключением, а правилом.

(6) Чем же это обусловлено? (7) Для того чтобы в этом разобраться, необходимо иметь в виду следующее: мы рассматриваем поэзию как некоторый вторичный язык. (8) 0днако между художественными языками и первичным, естественным языком есть существенная разница: хорошо говорить на русском языке — это значит правильно говорить на нём, то есть говорить в соответствии с определёнными правилами. (9) Говоря по-русски, мы можем узнать бесконечное количество новых сведений, но русский язык предполагается уже известным нам настолько, что мы перестаём его замечать. (10) Никаких языковых неожиданностей в нормальном акте говорения не должно быть. (11) В поэзии дело обстоит иначе — самый её строй информативен и всё время должен ощущаться как неавтоматический.

(12) Хорошие стихи, стихи, несущие поэтическую информацию, — это стихи, в которых все элементы ожидаемы и неожиданны одновременно. (13) Нарушение первого принципа сделает текст бессмысленным, второго — тривиальным. (14) Выполнять функцию «хороших стихов» в той или иной системе культуры могут лишь тексты высоко для неё информативные. (15) А это подразумевает конфликт с читательским ожиданием, напряжение, борьбу и в конечном итоге навязывание читателю какой-то более значимой, чем привычная, художественной системы. (16) Но, побеждая читателя, писатель берёт на себя обязательство идти дальше. (17) Победившее новаторство превращается в шаблон и теряет информативность. (18) Новаторство — не всегда в изобретении нового. (19) Новаторство — значимое отношение к традиции, одновременно восстановление памяти о ней и несовпадение с нею.

(20) Цель поэзии, конечно, не «приёмы», а познание мира и общение между людьми, самопознание, самопостроение человеческой личности в процессе познания... (21) Поэтический текст — мощный и глубоко диалектический механизм поиска истины, истолкования окружающего мира и ориентировки в нём. (22) В конечном итоге цель поэзии совпадает с целью культуры в целом. (23) Но эту цель поэзия реализует специфически, и понимание этой специфики невозможно, если игнорировать её механизм, её внутреннюю структуру.

(Ю. Лотман)


Прочитайте фрагмент рецензии на данный текст. В этом фрагменте анализируются языковые особенности текста.
«Автор излагает довольно сложные литературоведческие положения, в построении которых важную роль играет ____ (например, предложения 3,5,10—11), а иногда ____ (предложения 12,17).
Использование таких синтаксических конструкций, как ____ (предложения 1,2,15,20,21), ____ (предложения 8,12), в этом тексте обусловлено прежде всего стремлением к точности выражений».

Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка. Последовательность цифр в ответе запишите в бланк ответов № 1 справа от номера задания В8, начиная с первой клеточки.
Список терминов:
1) метафора
2) парадокс
3) сочетание книжных и разговорных слов и фразеологизмов
4) антитеза
5) гипербола
6) сравнительные обороты
7) ряды однородных членов
8) уточняющие члены предложения
9) парцелляция
Подробнее Узнать ответ Комментировать
0.0139