Друзьями не рождаются. Рассказ старой учительницы.

Я учительница, и моим первым рабочим местом оказалась восьмилетка в небольшой деревне Поти, расположенная в Воложинском районе Минской области на берегу Западной Березины. Учителя там были как учителя, родители как родители и дети как дети: кто-то учился лучше, кто-то хуже...

Татьяна Ильинична, моя старшая коллега, прекрасно ладила со всеми, прежде всего — с учениками. Они очень полюбили и учительницу, и ее уроки, усиленно готовились. Но не всегда... И не все.

Пятиклассник Витя не выполнил как-то домашнее задание. Пришлось оставить его после уроков. Пока занимались, пока вместе читали-писали, на дворе стемнело. А жил мальчишка в соседней деревне, в двух километрах. Татьяне Ильиничне, получается, нужно завести малыша на ночлег — либо домой к нему, либо к себе.

Свой дом находился гораздо ближе — туда и пошли.

Свекор со свекровью (а учительница жила в семье своего мужа) сразу все поняли: ребенка приняли, усадили вместе ужинать, оставили ночевать. Наутро отправили в школу...

После того вечера прошло, может, с неделю или две, — Витя снова пришел в школу неподготовленным.

— Как тебе не стыдно? — постоянно одергивает его Татьяна Ильинична. — Я же тебя оставляла после уроков. И что — это не стало тебе наукой?

— Стало, — признался малыш. И, опустив глаза, тихо добавил: — Я специально урок не выучил.

— Как это специально, — удивилась учительница, — зачем?

— Чтобы к вам пойти... Ведь у вас лучше кормят.

Растерялась Татьяна Ильинична: стала вспоминать, чем же они в тот вечер ужинали? Кажется, картофелем с кислым молоком?.. Получается, в Витином доме вдоволь нету даже этого?!

Что было делать учительнице?

Нет, она не стала вновь оставлять мальчишку после уроков, не стала забирать его к себе, но теперь частенько поджидала ученика по дороге домой и в мешочек с книгами клала кусочек-другой хлеба — то с маслом, то с ломтиком колбасы или сала, что для Вити на то время было большим подарком, которым он искренне делился со своими младшими братьями...

Не знаю, как других учителей, а меня в мои 20 лет эта история очень впечатлила, заставила задуматься, по-новому посмотреть на детей и преподавание. И понять, что в учительской работе с ними главное не то, выучили они урок или нет... Главное — состояние души. Каждого... Почувствовать его, понять, стать маленькому человеку другом — вот что важно. Не так ли?

Лариса Воротниковская, Ивьевский район Гродненской области.

0.004